Организовать качественную групповую работу на уроках РКИ в условиях онлайн-обучения довольно сложно. Тем ценнее конкретные советы эксперта, предлагающего действенные способы вовлечения студентов в совместную деятельность.
Изображение: freepik.com. Автор: pikisuperstar.
Проектная деятельность играет важнейшую роль в онлайн-обучении, и это касается студентов всех уровней языка. Безусловно, на уровнях B1 и выше количество заданий, направленных на самостоятельную работу студентов индивидуально и в группах, значительно расширяется. Однако проектную деятельность в рамках дистанционных уроков организовать не так уж просто, так как студенты разобщены, обычно не находятся в одном помещении, которое могло бы объединять их физически и психологически. Поэтому преподавателю необходимо вовлекать студентов в обучение в группе не только в рамках интерактивных уроков, но и создавать общее “языковое пространство”, сплачивая группу, готовя её к коллективной проектной деятельности и мотивируя студентов к совместной эффективной работе в виртуальном классе.
Изображение: freepik.com.
Бывает так, что перед началом онлайн-занятий студенты не знают друг друга, они из разных стран, никогда не занимались вместе, они скованны и напряжены. В этой ситуации для вовлечения студентов и повышения мотивации преподавателю необходимо организовать группы в мессенджерах (WhatsApp, Telegram, Фейсбук-мессенджер), в которых он может давать студентам короткие ежедневные задания с использованием русского языка. Например, написать мнение на определенную тему, придумать названия для фотографии, закончить цитату или короткий рассказ. Помимо этого, эффективно использование сервисов по составлению совместных историй с использованием аудио (например, Storybird или Inklewriter), сайтов для создания комиксов (к примеру, Pixton), сайтов, связанных с записью диалогов и монологов и их обсуждением (VoiceThread). Мобильные приложения играют немаловажную роль в вовлечении студентов в учебный процесс. Студенты могут читать информацию в приложениях и выполнять задания дома, а на уроке задавать преподавателю конкретные вопросы. Тем не менее, преподавателю необходимо тщательно отбирать качественные приложения и естественным образом “встраивать” их использование в учебный процесс. Мы рекомендуем к использованию приложения, созданные профессионалами, - например, “Learn and Go”, “Talk2Russia”, “TORFL Go” и другие приложения. Помимо этого, можно предлагать студентам задания на говорение, которые предполагают совместную домашнюю работу в онлайн-формате: запись дискуссии, диалогов, полилогов, интервью и пр.
К сожалению, студенты часто не выполняют упражнения и задания, связанные с практикой навыков письма на онлайн-уроках; они быстро теряют к ним мотивацию. В данном случае преподаватель также может использовать возможности онлайн-обучения в свою пользу - студенты могут совместно придумывать и писать истории, письма (в том числе и деловые, при необходимости), сочинения в сервисах по созданию историй в группе, о которых говорилось ранее. Стоит отметить, что по историям можно создавать аудио и выбирать к ним иллюстрации из коллекции шаблонов на сайте. Социальные сети могут быть эффективно использованы для организации заданий на практику письма - студенты могут писать комментарии к постам в группе, созданной преподавателем. Помимо этого, в сети можно найти дискуссионные клубы (например, Kialo), которые предназначены для выражения собственного мнения. Преподаватель может предложить студентам цитату или высказывание, на которое они должны ответить в письменной форме. Для проектной деятельности могут быть использованы виртуальные доски (Padlet или Miro).
Виртуальные доски - прекрасный способ организации совместного “языкового пространства” студентов и, соответственно, их мотивации. В рамках виртуальной доски присутствует общее классное пространство и пространство каждого студента или мини-группы. Доска постоянно пополняется новой информацией. Она является связующим звеном для всех видов речевой деятельности на уроке, по ней можно отследить прогресс всего класса и каждого студента, вернуться к пройденному и повторить материал. Помимо этого, доска позволяет добавлять элементы, передвигать их, менять дизайн и пр., что немаловажно для онлайн-уроков, на которых практически отсутствует важнейшая характеристика очных занятий, а именно - тактильность. Чтобы максимально приблизить онлайн-урок к очному в отношении тактильности, можно также использовать интерактивные рабочие листы (Liveworksheets, Wizer). В этом случае у студента будет возможность передвигать, сортировать элементы, ставить стрелки в упражнениях и пр.
При составлении упражнений на практику чтения необходимо учесть несколько факторов. Если речь идет о чтении вслух, то данная деятельность должна быть четко организована преподавателем, должны быть названы конкретные имена, преподавателю необходимо понимать, когда нужно прервать одного студента, чтобы начал читать другой. Лучше, чтобы дотекстовые упражнения присутствовали на виртуальной доске, чтобы у студентов они были всегда перед глазами. Интересно также организовывать разнообразные упражнения, связанные с передвижением элементов текста (например, “собрать” полный текст из фрагментов, подобрать иллюстрации к тексту) на основе сервисов по созданию интерактивных упражнений (LearningApps, Wordwall и пр.). Могут быть использованы и сервисы, связанные с созданием облаков слов (WordArt) и ментальных карт (Mindomo). Для мотивации студентов необходимо вовлекать всю группу в процесс обучения, поэтому можно попросить студентов составлять разнообразные упражнения, связанные с практикой чтения, друг для друга. Это могут быть предтекстовые, притекстовые и послетекстовые упражнения по шаблону, предложенному преподавателем. Также возможны упражнения с выходом в другие виды речевой деятельности - аудирование, письмо и говорение.
Ресурсы для организации упражнений на практику аудирования в онлайн-формате разнообразны, и преподавателю не нужно быть технически оснащенным для их осуществления - нужно лишь знать, что в большинстве сервисов видеоконференций доступна не только функция “Поделиться экраном”, но и функция синхронизации звука, которая необходима для того, чтобы студент слышал звук так же, как слышит его преподаватель со своего устройства. В упражнениях почти всегда присутствует видеоряд, что повышает мотивацию студентов. Могут быть использованы музыкальные клипы, короткометражные фильмы, обучающие видеоролики, телепередачи, рекламные ролики, трейлеры. Тем не менее, не стоит упускать из внимания тот факт, что ситуации реального общения не всегда предусматривают присутствие видеоряда, поэтому необходимо использовать и подкасты (без видео), и, безусловно, учебные материалы, присутствующие в пособиях и создаваемые педагогом. Студенты могут включиться в создание учебных видео и подкастов, и в этом случае мы говорим о заданиях смешанного типа, связанных с практикой аудирования и говорения одновременно. Активное использования видеоматериала на уроках позволяет студентам переключиться, поменять вид деятельности, что положительно сказывается на эффективности учебного процесса и мотивации. Для создания интерактивных упражнений, которые позволят сделать урок более динамичным, можно использовать сервисы EdPuzzle и TedEd.
Использование элементов перевернутого класса в рамках онлайн-обучения помогут студентам сконцентрироваться на учебном процессе, обрести его смысл и следовать поставленным целям. Тем не менее, преподавателю потребуется приложить дополнительные усилия для организации данного вида обучения. Обычно перевернутый класс строится на просмотре учебных видео и изучении необходимого теоретического материала в домашних условиях и эффективной коммуникативной практики на занятиях. Для этого преподаватель должен отобрать либо записать нужный материал и предоставить его студентам в необходимом формате. Перевернутое обучение поддерживается с помощью мобильных приложений, мессенджеров и социальных сетей, а также разнообразной проектной деятельности. В онлайн-формате перевернутое обучение подходит, прежде всего, студентам среднего и высокого уровня. На самих уроках для повышения мотивации и вовлечения студентов в процесс обучения можно использовать прием превращения студентов в преподавателей, при котором студенты сами объясняют определенный материал (небольшие его части) другим студентам и преподавателю.
В статье «Учёба в онлайн-формате: слагаемые успеха» мы уже говорили о тактильности на онлайн-уроках. Действительно, один из недостатков таких уроков - ее отсутствие. Задача преподавателя - изменить данную ситуацию и использовать онлайн-обучение в свою пользу. Важно создать момент “присутствия” преподавателя рядом со студентом на онлайн-занятии. Для этого могут применяться разные методы, в частности, преподаватель и студенты могут использовать различные предметы на уроках, которые можно показывать через камеру. Один из примеров упражнений: преподаватель набирает большое количество разнообразных предметов и кладет их на стол рядом с компьютером. Он показывает данные предметы в камеру, а студенты говорят, зачем эти предметы нужны, затем придумывают другой вариант их использования. Можно организовать диалог между предметами (особенно эффективно это при работе с детьми). Студенты могут принести на урок важный для них предмет и объяснить, почему он важен, рассказать его историю.
В качестве мотивационного интерактивного элемента могут быть использованы виртуальные экскурсии по дому - студенты и преподаватель рассказывают о своем жилье, одновременно перемещаясь по нему. В данном случае важным фактором служит двигательная активность студентов во время занятий, а также визуальная информация, полученная ими. Преподаватели иностранных языков часто используют упражнение под названием “шелфи”, которое заключается в том, чтобы показать, рассказать и сравнить, что лежит у каждого студента в шкафу и на полке, какие книги там стоят. Стоит отметить, что преподавателю обязательно необходимо включиться в игру. Виртуальные экскурсии могут проводиться не только по дому, но и по городам студентов, которые находятся в разных странах. Записанные виртуальные экскурсии преподавателя могут быть использованы в качестве учебного материала с элементами лингвострановедения.
Особое внимание следует уделить подготовке к экзаменам в онлайн-формате и тактикам обучения детей и подростков. Нередки случаи, когда студенты теряют мотивацию при подготовке к экзаменам, если данная подготовка осуществляется в онлайн-формате. Это частично связано с отсутствием необходимых интерактивных материалов для подготовки и с тем фактом, что ученик, находясь в домашней обстановке, расслабляется на уроке, теряет контроль и дисциплину, что напрямую связано с ослаблением мотивации. Поэтому задача преподавателя - обеспечить студентов всем необходимым для подготовки к экзамену. Это касается не только материалов, но и психологической подготовки учеников, организации занятий с точки зрения логики и дисциплины. Не стоит посвящать все онлайн-уроки исключительно подготовке к экзамену или тесту, на онлайн-занятиях необходимы постоянная смена деятельности, использование визуальной информации и видеоматериалов и пр. Преподавателю следует обратить отдельное внимание на выполнение письменных заданий - они должны выполняться от руки, а не печататься на компьютере. Именно эти задания вызывают наибольшие трудности у студентов с точки зрения мотивации, потому что они требуют дополнительных временных затрат: студент должен предоставить преподавателю скан-копию написанной работы. В рамках большинства экзаменов данные задания выполняются именно в письменном виде, поэтому студент должен понимать, что он просто не сдаст экзамен или тест, если будет продолжать печатать задания. Дополнительной мотивацией для студента и для преподавателя в рамках подготовки к тестам ТРКИ может послужить тот факт, что теперь экзамены ТРКИ можно сдавать в онлайн-формате. Помимо этого, недавно появилась большая коллекция интерактивных ресурсов для подготовки к экзаменам всех уровней под названием “Тренажеры РКИ”. И, наконец, многие пособия для подготовки к ТРКИ можно приобрести в онлайн-формате на сайте “ЛитРес”. Необходимо обратить внимание на мобильные приложения, связанные с подготовкой к ТРКИ, которые помогут студентам ежедневно тренироваться индивидуально или в группах, не теряя мотивации.
Литература
1. Занкова А.А. Изучение русского языка как иностранного в онлайн-среде: возможности и специфика // Мир науки, культуры, образования. 2019. №2.
2. Золотых Л.Г., Цю С. Современный компьютерные технологии: виртуальные формы организации самостоятельной работы // Educational Technology and Society. 2008. № 11 (2).
3. Низовая И.Ю. Основные направления электронных образовательных ресурсов по русскому языку как иностранному // Наука, образование, культура. 2015. №4.
4. Сологуб О.П. Онлайн-переписка как самообучение // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. №3.
5. Танцура Т.А. Проблема мотивации студентов к изучению иностранного языка в период перехода на дистанционный формат обучения // Мир науки, культуры и образования. 2020. №3.
Автор: Юлия Амлинская, руководитель международной онлайн-школы РКИ «Russificate» и международной онлайн-школы для детей-билингвов «Russificate Kids», преподаватель русского языка как иностранного, администратор крупнейшего в Facebook сообщества «Преподаватели РКИ».
Читайте другие статьи автора для начинающих преподавателей РКИ