«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, корректно ли сочетание "болеть простудой"?

Какое написание верно: масс-медиа или массмедиа?

Как оформлять случаи повторения слов, например, "хочешь не хочешь", "надо не надо", "оформил заявление правильно, не правильно, все равно отклонят", нужна ли здесь запятая? А "не" написано верно? Есть ли смежные с этим случаи?

  1. Главная
  2. Публикации

Точка зрения

Почему наши дети не умеют читать? Этот вопрос сегодня волнует преподавателей и родителей во многих странах. В интервью австрийской газете «Давай!» доктор педагогических наук, профессор университета прикладных наук Бургенланда  А. Л. Бердичевский попытался на него ответить. 

- Анатолий Леонидович, в чем проблема: тот, кто учится в школе, умеет читать, тем не менее многие говорят, что современные дети – плохие читатели?

- Уметь читать не значит только уметь складывать из букв слова. У выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. 85% австрийских фирм, готовых принять выпускников, жалуются на то, что у молодежи отсутствуют навыки, которым учат в начальной школе: они не только не умеют здороваться, но и не понимают простые письменные инструкции, т.е. не умеют читать.

- О людях какого возраста идет речь?

- Самое проблемное поколение – молодые люди, родившиеся в начале 90-х годов прошлого века.

- Что такое читательская грамотность?

- В исследованиях PISA (Program for International Student Assessment), направленном на оценку способностей учащихся 15-летнего возраста применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях, «читательской грамотностью» называется способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

- Подобные сложности с читательской грамотностью имеют только австрийские школьники?

- И австрийские, и российские.

- Какие результаты показали австрийские и российские школьники в последнем исследовании?

- В 2009 году российские школьники набрали 459 баллов, а австрийские немного больше – 470. Это существенно ниже мировых стандартов.

- Что это означает на практике?

- Такой уровень читательской грамотности обслуживает самые элементарные житейские ситуации (общественные, деловые и учебные), требующие минимальной опоры на письменное сообщение. 

- Чего не хватает школьникам? Чему нужно учиться?

- Компетентному читателю недостаточно найти в тексте информацию, представленную в явном виде, и, основываясь на тексте, сделать простые выводы. Важны умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном. Компетентный читатель умеет интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний, устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую, реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

- Какие задания PISA оказались самыми сложными для россиян и почему?

- Новыми для российских учащихся были тексты делового стиля: инструкции, объявления, реклама, расписания авиарейсов, анкеты для приема на работу и др. Когда учащимся предлагались тексты, включающие диаграммы, таблицы, схемы, они затруднялись даже в выполнении заданий репродуктивного характера, а именно: найти информацию, данную в явном виде, соотнести информацию из различных источников и объединить ее. Всё это еще раз указывает на то, что сам процесс обучения в школе недостаточно ориентирован на практику, как бы отгорожен от реалий окружающей жизни. У подростков вызывали затруднения задания, требовавшие соотнести различные точки зрения на явления и события, высказать собственную версию их смысла. Слабые результаты, выявленные в процессе исследования «грамотности чтения», оказались вызваны недостаточно формируемыми у российских учащихся такими качествами, как самостоятельность мысли и инициатива в выборе собственной жизненной позиции.

- В чем причина такого низкого уровня читательской компетенции?

- В первую очередь мы видим проблемы в процессе обучения. Знания и умения школьников ограничиваются школьными предметами и почти не связаны с обычной жизнью. Задания часто далеки от жизненных интересов и социального опыта школьников, ограничиваются только выбором ответа.

- Как помочь школьникам стать компетентными читателями?

- Педагогам и родителям необходимо понимать важность использования прочитанного в различных жизненных ситуациях. В школьной программе нужно расширить диапазон текстов и заданий к ним. Пока учебники по русскому языку не отсылают к текстам учебников по другим дисциплинам. В них нет заданий, предполагающих поиск информации из разных источников. Многие из текстов, необходимых сегодня подросткам, вступающим в жизнь, отсутствуют. На уроках литературы не предлагают тексты художественной публицистики на волнующие их современные темы. В выполнении заданий к художественным текстам, как правило, не предлагается обсуждение разных точек зрения на прочитанное.

Примечание:
В тесте PISA созданы три шкалы для независимого измерения разных читательских умений: 1) умение находить и извлекать информацию из текса; 2) умение интегрировать (связывать в единую картину) и интерпретировать (прояснять для самого себя) сообщения текста; 3) умение размышлять о тексте и оценивать его с собственной точки зрения.

Читайте также по теме: 

  1. ПОБЕДА В PIRLS И ПОРАЖЕНИЕ В PISA: СУДЬБА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ 10-15-ЛЕТНИХ ШКОЛЬНИКОВ
  2. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ PISA-2012 
  3. ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ 15-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА 
Проверка слова Все сервисы
  • Словари 21 века
  • Фонд Русский мир
  • Грамота ру
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • День словаря