В музее книги Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина состоялся разговор о состоянии и тенденциях развития инфраструктуры чтения.
Что такое инфраструктура чтения? Кто или что в неё входит? Так официально называют тех, кто имеет отношение к книге на всех этапах ее жизни. Писатели, издатели и издательства, книготорговцы и сети книжных магазинов, педагогические работники и учреждения культуры и образования… А потому участников круглого стола в Пушкинке было много: библиотекари, представители издательств, работники профильных министерств и ведомств, региональные писатели, журналисты, вузовские преподаватели, представители местной власти.
Общую цель собравшиеся обозначили как необходимость консолидации усилий по возрождению интереса к чтению. По словам организаторов круглого стола, объективные данные не радуют: и книжных магазинов, и издательств стало меньше, в библиотеках не видно наплыва читателей; у взрослого поколения создалось впечатление, что современная молодежь читает мало, бездумно проводя время в соцсетях.
Однако при ближайшем рассмотрении заявленные проблемы оказались не такими глобальными. Да, книжных магазинов стало меньше, но книг в них явно больше, чем раньше, и на любой вкус и кошелек. Теперь не надо подолгу охотиться за популярной книгой. Не купил в городском магазине? Закажи в интернете, и через несколько дней она твоя! Дети стали меньше читать? Спорный вопрос. Пожалуй, читают они сейчас больше, чем предыдущее поколение. По крайней мере, тот информационный поток, в котором они пребывают постоянно, весьма динамичен. Другое дело, что задача причастных к процессу чтения взрослых (родителей, педагогов, библиотекарей…) – научить детей лавировать в этом потоке, уметь отделять зерна от плевел и быстро находить нужную информацию. Так что это, скорее, взрослые должны сейчас пересмотреть свои позиции, обзавестись нужными умениями, чтобы стать хорошими «навигаторами» для юных читателей.
В проект «Современный русский» очень часто обращаются школьники и студенты с просьбой посоветовать книги себе по возрасту и по интересам, а кроме того, различные книги по философии и психологии, для саморазвития, для пополнения словарного запаса, развития риторических навыков. Сотрудники проекта сформировали списки книг для читателей разного возраста, дали рекомендации тем, кто готовится выступать публично, пытается справиться с анализом художественного текста, хочет посмотреть экранизацию какого-либо произведения.
В ходе работы круглого стола, по просьбе руководителей ОГОНБ имени А. С. Пушкина, мы рассказали о взаимодействии с пользователями портала oshibok-net.ru и продемонстрировали примеры запросов от активных читателей на странице ask.fm/russian, поделились опытом работы проекта «Современный русский». А опыт этот убеждает: умных и пытливых читателей становится всё больше!
Фото: culture.ru