«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Однажды, мы сделаем все, что задумали! Посмотрите запятые. Спасибо.

Скажите, полуторачасовой слитно же пишется?

Правильно ли расставлены запятые: По вопросу высадки детей из автобуса в условиях низких температур воздуха, сообщаем, что по данному факту проведена служебная проверка, в ходе которой информация об отказе водителя бесплатно подвести детей не подтвердилась.

  1. Главная
  2. Новости

Увлекательно о грамматике

Какие дополнительные пособия по грамматике можно использовать, чтобы увлечь и не перегрузить студента?

К сожалению, студентов очень легко “перегрузить” русской грамматикой, что неудивительно: она действительно сложна для иностранцев, о чём, вероятно, знают все педагоги без исключения - и опытные, и начинающие. Более того, некоторые грамматические темы вызывают особые трудности: падежная система, глаголы движения, вид глагола, причастие и деепричастие, глагольное и именное управление, префиксальные глаголы. Именно поэтому основная проблема педагогов состоит не только в том, чтобы использовать “правильные” пособия, но и в том, чтобы грамматические упражнения были связаны с коммуникативными ситуациями, соответствовали уровню студентов, были не монотонны, а занимательны. 
Например, когда мы проходим тему “Ресторан” на уровне A1, мы даём студентам Творительный падеж с предлогом “с”, т.к. данная грамматическая тема связана с самой темой “Ресторан”: “мясо с рисом”, “блины с икрой”, “чай с сахаром” и т.д. Проблема соответствия уровню студентов понятна - мы не будем давать упражнения на практику причастий и деепричастий на уровне A2, например. Вопрос “занимательности” упражнений неоднозначен - безусловно, перед тем, как применять определённые грамматические элементы в устной и письменной речи (то, что обычно называют выходом в речь), необходимо проделать определённое количество упражнений на практику самой формы, например, если речь идёт о падежных окончаниях. Без упражнений данного типа действительно не обойтись, но их количество должно быть ограничено, и преподаватель должен следить за студентами, чтобы понять, когда материал будет усвоен ими в достаточной степени для выполнения упражнений более “свободного” типа.

Чтобы студенты не потеряли мотивацию, не отчаялись и не заскучали, пособия по грамматике должны отвечать следующим требованиям:

  • ограниченное количество упражнений на практику формы;
  • своевременный переход от формы к смыслу, учёт коммуникативного контекста;
  • своевременный переход от упражнений на практику формы к упражнениям свободного типа и заданиям, связанным с выходом в речь;
  • соответствие набора грамматических тем пособия уровню студента;
  • иллюстративный материал, привлекательно представленная информация;
  • структура пособия, чётко представленный грамматический материал.

Давайте рассмотрим некоторые конкретные пособия по грамматике, чтобы понять, что может понадобиться нашим студентам.

  1. Визуализация материала. Есть некоторые пособия, в которых различные грамматические темы русского языка представлены визуально. Такие пособия могут понадобиться педагогам, работающим со студентами начальных уровней и не владеющим языком-посредником. Кроме того, грамматика, представленная визуально, часто запоминается гораздо лучше. Студенты могут использовать данные пособия самостоятельно, для выполнения домашних заданий и заучивания грамматических правил, если это необходимо. Примеры таких пособий - “Грамматика русского языка в иллюстрациях” К. И. Пехливановой и М. Н. Лебедевой и книга Г. Г. Малышева “Кто? Где? Когда? Русская грамматика в картинках для начинающих”.
  2. Грамматические таблицы. Грамматические таблицы помогут студентам лучше усвоить материал и справиться с заданиями, связанными с практикой грамматической формы глаголов, существительных и пр. Одно из лучших пособий с грамматическими таблицами русского языка - “Русская грамматика в таблицах и схемах” Е. В. Росс. В данном пособии таблицы выделены разными цветами, информация представлена логично и чётко, от простого к сложному.
  3. Коммуникативность. Как мы уже говорили, грамматика не существует в вакууме, она связана с коммуникативными ситуациями. Есть несколько пособий, в которых грамматический материал достаточно удачно подобран к коммуникативным ситуациям. Одно из таких пособий, предназначенное для уровня A1, - книга Г. Малышева “Практический русский язык в ситуациях и иллюстрациях”. Для уровней A1-A2 я бы порекомендовала пособие и рабочую тетрадь “Живая речь”, в которых грамматика включена в коммуникативные фразы и ситуации. Для уровня B1 - пособие “Новая Россия: 127 живых диалогов и самые важные глаголы для общения”.
  4. Повторение и закрепление. Есть несколько пособий по грамматике, с помощью которых можно повторить ряд грамматических тем, не перегружая студента, например “A Living Russian Grammar” (3 части, уровни A1-C1), “Let’s Improve Our Russian” (три части, уровень B2), “Luggage” (уровни A2-B1). Дело в том, что в данных пособиях представлены подробные и чёткие объяснения разных тем с большим количеством упражнений. Особенно я хотела бы отметить пособия “Let’s Improve Our Russian”, в которых дано большое количество интересного аутентичного материала: анекдотов, шуток, коротких текстов.

Преподаватель должен наблюдать за студентами, понимать, какая грамматика вызывает у них трудности, чувствовать, когда они устают, помогать им, когда им что-либо непонятно и т.д. В этом ему помогут те учебники, в которых гармонично соединяется коммуникативный и грамматический материал, и те, где материал представлен чётко, с элементами визуализации.

 

Автор: Юлия Амлинская, преподаватель русского языка как иностранного, администратор группы "Преподаватели РКИ"

Читайте на нашем портале другие статьи автора: «Один на один с учеником», «Как правильно выбрать подходящий для студентов учебник?»
 

Проверка слова Все сервисы
  • Словари 21 века
  • День словаря
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Институт Пушкина