«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Склоняется ли фамилия Пульсар?

Мусье или мосье?

Около пятидесяти спортсменов присутствовали или пристуствовало на спартакиаде?

  1. Главная
  2. Новости

Найти предлог

Начинающие преподаватели РКИ интересуются, как объяснить разницу значений конструкций с предлогами благодаря + дательный падеж / из-за + родительный падеж), от + родительный падеж, из + родительный падеж, за + винительный падеж? Есть ли необходимость изучать всё многообразие этих конструкций?

Во-первых, следует отметить, что изучать данные конструкции, безусловно, стоит, т.к. они часто используются в разговорной и письменной речи. Они также важны для прохождения лексико-грамматической части экзаменов ТРКИ-2 и ТРКИ-3. Тем не менее, всё многообразие этих конструкций и их смысловые нюансы изучаются на уровне B2, раньше студенты обычно бывают не готовы к их освоению: перед ними стоят более “насущные” задачи - изучение падежей, видов глагола, наклонений и пр.

Однако ученики обязательно встретят наиболее частотные конструкции из этого списка, а именно словосочетания с предлогами “благодаря” и “из-за”, возможно, также “от” с родительным падежом. Если у студентов возникнет вопрос, в чём же заключается разница между конструкциями с предлогами “из-за” и “благодаря” на уровнях A2 или B1, то педагог может им это объяснить. Я выступаю против категорических ограничений в объяснении грамматики, считая, что преподаватель должен руководствоваться вопросами целесообразности. Если студентам интересен какой-либо вопрос, если он соответствует теме и коммуникативным задачам урока, преподаватель может предложить студентам объяснение, подходящее для их уровня владения языком.

Во-вторых, давайте проанализируем данную тему и подумаем, с какими коммуникативными ситуациями могут быть связаны данные конструкции. В большинстве случаев они выражают причину и могут быть связаны с темами “Характер”, “Эмоции”, а также, к примеру, “Биография”.

Конструкция “благодаря + дательный падеж” отличается от конструкции “из-за + родительный падеж” тем, что она выражает причину, приводящую к благоприятным последствиям. Предлог “благодаря” используется с существительными в дательном падеже, а также в конструкции “благодаря тому что”, после которой идёт отдельное предложение:

Я поступил в университет благодаря родителям.

Я поступил в университет, благодаря тому что родители поддержали меня.

Антонимом конструкции “благодаря тому что” является конструкция “из-за того что”. Сочетание “из-за + родительный падеж” выражает причину, приводящую к негативным или нежелательным последствиям.

Я не поступил в университет из-за болезни.

Я не поступил в университет из-за того, что долго болел.

Обычно эти две конструкции даются “в одной связке”, т.к. они являются антонимичными и запоминаются лучше именно таким образом. Преподавателю необходимо предложить большое количество упражнений на разграничение данных конструкций. Также можно создать вместе со студентами ментальную карту с возможными словосочетаниями с предлогами “из-за” и “благодаря”. В конце урока можно предложить студентам ситуации, в которых они должны будут использовать данные конструкции, например, задания по составлению диалогов или небольших историй. Безусловно, целесообразно сразу отметить, что один предлог употребляется с дательным падежом, а другой - с родительным.

Конструкция “от + родительный падеж” употребляется в тех случаях, когда причиной является внутреннее состояние человека, приводящее к непроизвольным действиям. Например, “Девочка заплакала от испуга”. Именно это значение данной конструкции студенты часто путают с основным значением конструкции “из + родительный падеж”, которая обозначает причину, побуждающую человека к сознательному действию. Таким образом, в первом случае речь идёт о непроизвольном действии, а во втором - о сознательном, отметим это. Например, “Я не стала его спрашивать о семье из вежливости”. Здесь говорящий совершает (или, точнее, не совершает) определённое действие вполне сознательно, по понятным ему самому причинам.

Конструкция “от + родительный падеж” имеет и другие значения. Например, в том случае, когда причиной являются внешние условия, приводящие к изменению физического состояния человека - “Он дрожал от холода”. В другом случае причиной могут являться природные явления, влияющие на внешний мир - “Все листья опали от сильного дождя”.

Вероятно, стоит обратить внимание студентов на то, что у нас есть также конструкция “с/со + родительный падеж”, синонимичная конструкции “от + родительный падеж”, но она свойственна разговорной и эмоционально окрашенной речи - “Он чуть не умер со страху, подумав, что увидел привидение”. Однако данная информация пригодится только студентам уровней B2 и выше.

Помимо этого, в русском языке есть распространённая конструкция “по + дательный падеж”, которая означает причину непреднамеренных действий субъекта. Нередко причиной данных действий служат черты его характера (обычно отрицательные). Интересно, что та же самая конструкция употребляется в совсем другом значении, когда причиной действия является побуждение другого лица.

Я уронила вазу по неосторожности.

По совету родителей Саша поступила на экономический факультет МГУ.

При введении предлога “по” в значении причины у студентов обычно начинают возникать вопросы, связанные с разграничением конструкций “из-за + родительный падеж”, “из + родительный падеж” и “по + дательный падеж”.

Если мы сравним фразы “По невнимательности он забыл выключить кран” и “Из-за его невнимательности мы затопили соседей”, то мы увидим, что в первом случае у нас только один субъект, а во втором - два. И, конечно, логично в данном случае употребление местоимения “его”. Конструкция “из + родительный падеж” используется в тех случаях, когда действия субъекта осознанны, а конструкция “по + родительный падеж” - когда действия субъекта непреднамеренны.

Конструкция “за + винительный падеж” выражает причину действия, обозначенного глаголом. Она используется с такими глаголами как “уважать”, “любить”, “ругать”, “ценить”, “благодарить”, “сердиться”, “увольнять” и пр. С предложениями используется конструкция с союзом “за то что”.

На работе его ценят за ответственность и трудолюбие.

На работе его ценят за то, что они ответственный и трудолюбивый.

Как мы видим, материал достаточно объёмный, в нём содержится много смысловых и грамматических нюансов. Поэтому обычно предлоги даются парами для того, чтобы разграничить их значения, а затем мы уже переходим к следующему этапу, который содержит упражнения на разграничение всех конструкций. При этом, безусловно, стоит обратить особое внимание на те конструкции, которые могут вызвать трудности у студентов: разграничения конструкций с предлогами “благодаря” и “из-за”, с предлогами “из” и “от”, с предогами “из-за”, “из” и “по”. Нужно специально отрабатывать также и использование трёх разных падежей с данными конструкциями: дательного (с предлогами “благодаря” и “по”), родительного (с предлогами “из-за”, “из”, “от”, “с”) и винительного (с предлогом “за”). После большого количества упражнений необходимо давать студентам более сложные финальные задания: составление диалогов с предложенными преподавателем ситуациями (они будут связаны с темами “Биография”, “Эмоции”, “Характер”), составление коротких историй, описание картинок, например, из виммельбухов и пр.

Наконец, упомянем, что в книгах “Трудные случаи русской грамматики”, “A Living Russian Grammar” и “Чистая грамматика” содержится большое количество упражнений по данной теме.

Автор: Юлия Амлинская, преподаватель русского языка как иностранного, администратор группы "Преподаватели РКИ".

 

Читайте также на нашем портале другие статьи автора.

 

Проверка слова Все сервисы
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • День словаря
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Словари 21 века
  • Грамота ру