«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

В кромешной тьме к окнам граждан подбираясь. Запятые же не нужны?

Ску(ч)ный или ску(ш)ный?

Здравствствуйте! Скажите, пожалуйста, в аннотации к научной статье в предложениях типа "Приведено описание технических дефектов и дана их классификация", "Перечислены виды девиантного поведения и приведены конкретные их примеры" нужна ла запятая перед союзом "и"? Мне кажется, что не нужна, так как есть подразумеваемые общие для обеих частей сложносочинительного предложения слова "В статье" (формально их нет в вышеприведенных предложениях). Или я совершенно не права (запятая нужна)?

  1. Главная
  2. Новости

Вечное движение

Глаголы движения - одна из сложнейших грамматических тем для студентов-иностранцев. Здесь сложен не только выбор глагола по смысловому признаку, но и форма глагола - наклонение, время и спряжение. Особую трудность составляют глаголы движения в переносном значении. К счастью, глаголы движения - очень «визуальная» тема. Преподаватели используют рисунки на доске («туда» и «туда-обратно»), а также пособия, связанные с объяснением грамматических категорий в иллюстрациях (например, книги «Грамматика русского языка в иллюстрациях» К. И. Пехливановой и М. Н. Лебедевой и «Кто? Где? Когда?» Г. Г Малышева). 

Прежде чем попытаться «вывести» глаголы движения в речь, нам потребуется предложить студентам большое количество упражнений из многочисленных учебных пособий.

Любая грамматическая тема должна быть связана с соответствующими коммуникативными ситуациями: грамматика не может быть изолирована от устной и письменной речи. Как сделать так, чтобы коммуникативные ситуации не были однообразными, чтобы студенты не твердили нам постоянно, что тема глаголов движения слишком трудная и что они никогда её не освоят, чтобы они были мотивированы и бодры? 

Мы предлагаем список творческих заданий, которые можно использовать для «вывода» глаголов движения в активную речь.

  • Использование сюжетных картинок и виммельбухов для практики глаголов движения. В виммельбухах мы видим ситуации повседневной жизни, многие из которых связаны, например, с транспортом: путешествие на машине, на поезде, поездка на велосипеде и пр. Кроме того, ситуации в виммельбухах вполне естественны, жизненны. Например, можно описывать ситуации на сюжетных картинках, можно составлять диалоги от лица разных персонажей и пр. Можно использовать виммельбухи Анны Зюс, Сюзанны Бернер, а также картинки из книги Радлова «Рассказы в картинках».
  • Использование гугл-карт для разработки маршрутов с использованием глаголов движения. Сравнение маршрутов, пересказ и дополнение маршрутов одних студентов другими. Преподаватель может читать маршрут, а студенты - отмечать его на карте. Таким же образом можно работать в группах.
  • Квест (например, путешествие по карте или по классу). Можно давать разные карты в зависимости от материала. Можно сделать так, чтобы студенты находили какую-либо «премию» («клад») в конце. Можно использовать также карты России, например, книгу А. Голубева «Карты России» или книгу «Карты России. Раскраска-рисовалка-бродилка-находилка». Кроме этого, могут использоваться интерактивные карты: http://www.hellopiter.ru/Interactive_map.html, https://www.msmap.ru/map. Также можно создавать карты с помощью данного ресурса.
  • Фильмы - хороший вариант для практики глаголов движения, например, «Кавказская пленница»: много действий, персонажи постоянно двигаются, используют разные виды транспорта. Можно создать нарезку фрагментов и попросить описать увиденное.
  • Использование виртуального тура по России на поезде. Создание и сравнение маршрутов.
  • Студенты загадывают профессию и рассказывают о своём дне с использованием глаголов движения. Другие студенты отгадывают профессию.
  • Использование детективных историй на практику глаголов движения. Можно просто использовать упражнения на заполнение пропусков (в группе или индивидуально), можно дать студентам упражнение написать историю с использованием определённых ключевых слов или глаголов движения (или написать историю по картинкам). Историю можно писать или рассказывать коллективно.
  • Рассказы «Мой самый необычный день», «Странное путешествие» (необычные, творческие темы) и т.д. с использованием глаголов движения.

Практика глаголов движения на аутентичных примерах (например, заполнение пропусков, совместные предположения студентов о том, как можно заполнить пропуски и пр.). - шутки, анекдоты, мемы. Например, с помощью сайта www.atkritka.com.

Автор: Юлия Амлинская, руководитель международной онлайн-школы РКИ «Russificate» и международной онлайн-школы для детей-билингвов «Russificate Kids», преподаватель русского языка как иностранного, администратор крупнейшего в Facebook сообщества «Преподаватели РКИ».

 

Читайте другие статьи автора для начинающих преподавателей РКИ.

Проверка слова Все сервисы
  • День словаря
  • Фонд Русский мир
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Словари 21 века
  • Институт Пушкина