Глаголы движения - одна из сложнейших грамматических тем для студентов-иностранцев. Здесь сложен не только выбор глагола по смысловому признаку, но и форма глагола - наклонение, время и спряжение. Особую трудность составляют глаголы движения в переносном значении. К счастью, глаголы движения - очень «визуальная» тема. Преподаватели используют рисунки на доске («туда» и «туда-обратно»), а также пособия, связанные с объяснением грамматических категорий в иллюстрациях (например, книги «Грамматика русского языка в иллюстрациях» К. И. Пехливановой и М. Н. Лебедевой и «Кто? Где? Когда?» Г. Г Малышева).
Прежде чем попытаться «вывести» глаголы движения в речь, нам потребуется предложить студентам большое количество упражнений из многочисленных учебных пособий.
Любая грамматическая тема должна быть связана с соответствующими коммуникативными ситуациями: грамматика не может быть изолирована от устной и письменной речи. Как сделать так, чтобы коммуникативные ситуации не были однообразными, чтобы студенты не твердили нам постоянно, что тема глаголов движения слишком трудная и что они никогда её не освоят, чтобы они были мотивированы и бодры?
Мы предлагаем список творческих заданий, которые можно использовать для «вывода» глаголов движения в активную речь.
- Использование сюжетных картинок и виммельбухов для практики глаголов движения. В виммельбухах мы видим ситуации повседневной жизни, многие из которых связаны, например, с транспортом: путешествие на машине, на поезде, поездка на велосипеде и пр. Кроме того, ситуации в виммельбухах вполне естественны, жизненны. Например, можно описывать ситуации на сюжетных картинках, можно составлять диалоги от лица разных персонажей и пр. Можно использовать виммельбухи Анны Зюс, Сюзанны Бернер, а также картинки из книги Радлова «Рассказы в картинках».
- Использование гугл-карт для разработки маршрутов с использованием глаголов движения. Сравнение маршрутов, пересказ и дополнение маршрутов одних студентов другими. Преподаватель может читать маршрут, а студенты - отмечать его на карте. Таким же образом можно работать в группах.
- Квест (например, путешествие по карте или по классу). Можно давать разные карты в зависимости от материала. Можно сделать так, чтобы студенты находили какую-либо «премию» («клад») в конце. Можно использовать также карты России, например, книгу А. Голубева «Карты России» или книгу «Карты России. Раскраска-рисовалка-бродилка-находилка». Кроме этого, могут использоваться интерактивные карты: http://www.hellopiter.ru/Interactive_map.html, https://www.msmap.ru/map. Также можно создавать карты с помощью данного ресурса.
- Фильмы - хороший вариант для практики глаголов движения, например, «Кавказская пленница»: много действий, персонажи постоянно двигаются, используют разные виды транспорта. Можно создать нарезку фрагментов и попросить описать увиденное.
- Использование виртуального тура по России на поезде. Создание и сравнение маршрутов.
- Студенты загадывают профессию и рассказывают о своём дне с использованием глаголов движения. Другие студенты отгадывают профессию.
- Использование детективных историй на практику глаголов движения. Можно просто использовать упражнения на заполнение пропусков (в группе или индивидуально), можно дать студентам упражнение написать историю с использованием определённых ключевых слов или глаголов движения (или написать историю по картинкам). Историю можно писать или рассказывать коллективно.
- Рассказы «Мой самый необычный день», «Странное путешествие» (необычные, творческие темы) и т.д. с использованием глаголов движения.
Практика глаголов движения на аутентичных примерах (например, заполнение пропусков, совместные предположения студентов о том, как можно заполнить пропуски и пр.). - шутки, анекдоты, мемы. Например, с помощью сайта www.atkritka.com.
Автор: Юлия Амлинская, руководитель международной онлайн-школы РКИ «Russificate» и международной онлайн-школы для детей-билингвов «Russificate Kids», преподаватель русского языка как иностранного, администратор крупнейшего в Facebook сообщества «Преподаватели РКИ».
Читайте другие статьи автора для начинающих преподавателей РКИ.