«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Здравствуйте ! Помогите, пожалуйста, разобраться. Группа глаголов: казаться, чудиться, нравиться, сниться. В сети нахожу диаметрально противоположные точки зрения про употребление в страдательном или активном залоге.Вы какой придерживаетесь? Эти глаголы обладают только формами страдательного или действительного залога? Например, предложение.[ Тюльпаны нравятся маме.] Если рассуждать: страдательный залог образуется от возвратного глагола, конструкция пассивная, но в то же время творительного действующего лица нет. Какой же окончательный вывод сделать?

Тысяча книг поступилА или поступилИ?

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, правильное написание в данном контексте. "По поводу неоплаты счета ООО "..." ....... просила уточнить у ...... До сих пор не оплачен июль. Денег в компании нет, и, когда будут, (не)известно."

  1. Главная
  2. Новости

Дома и стены помогают

При изучении иностранного языка мы стараемся полностью погрузиться не только в языковую, но и в культурную среду другой страны: слушаем музыку и подкасты, смотрим телевизор и видео в YouTube, читаем, стараемся больше общаться с преподавателями и носителями языка, путешествовать. Если нужно достичь максимального результата в кратчайшие сроки, тактика погружения в иностранный язык особенно эффективна, и в этой статье мы дадим 18 полезных советов, связанных с организацией домашнего “языкового” пространства. Они подойдут прежде всего мотивированным и организованным студентам.

1. Использование наклеек “Post It”. Начальный этап

Вероятно, вы уже слышали об использовании бумажных наклеек “Post It” для запоминания лексических единиц. На разные домашние предметы расклеиваются наклейки с их названиями, и, когда вы пользуетесь данными предметами, вы невольно смотрите на их названия. Однако в данном случае мы ограничиваемся лишь названиями, лексические единицы использованы вне контекста, что не очень эффективно с точки зрения изучения языка. Гораздо лучше написать не только саму лексическую единицу, но и пример её использования в предложении. Вероятно, для этого вам необходимо будет приобрести наклейки большего размера.

2. Использование наклеек “Post It”. Перемещение по дому

Время от времени вы можете устраивать для себя экскурсии по дому с использованием наклеек, читая лексические единицы и примеры их употребления. Со временем вы можете добавлять примеры или заменять их на другие.

3. Использование наклеек “Post It”. Части речи

На наклейках вы можете писать не только существительные, но и слова других частей речи, связанные с данным предметом, или лексические единицы, которые ассоциируются с ним. Например, “стиральная машина” – “стирать” – “стиральный порошок” – “отжимать” – “полоскать” – “чистый” – “развешивать” – “сушить” и пр. Безусловно, лучше использовать данную лексику в контексте, потому что в этом случае тренируются и грамматические навыки: спряжение и время глагола, синтаксическая структура предложения и пр. Нужно стараться использовать данные лексические единицы в разных контекстах и с разными грамматическими структурами.

4. Использование наклеек “Post It”. Продвинутый этап

На продвинутом этапе вам понадобится включить большое количество новых лексических единиц, а также коллокаций и идиом, связанных с данными предметами.

5. Использование наклеек “Post It”. Игры

С помощью наклеек вы можете играть в разнообразные игры. Как вариант - перепутать наклейки и развесить их не на тех предметах, к примеру, слово “плита” повесить на холодильник. Ваша задача – привести всё в порядок. Можно придумывать себе небольшие задания: дописать буквы в слове, глагол в определённом примере и пр. Можно даже пригласить друзей, изучающих данный язык, и устроить квест с заданиями по наклейкам – предложить написать фразы, дописать буквы, отгадать загадки и пр.

6. Проговаривание

Ещё один эффективный метод запоминания лексических единиц в контексте – проговаривание ваших действий. Когда вы перемещаетесь по дому, едите, сидите в интернете, убираете, вы называете каждое ваше действие. Можно постараться как можно подробнее описывать данное действие, говорить о том, что вы будете делать дальше и почему.

7. Языковой клуб

Можно организовать у себя дома языковой клуб и приглашать своих одногруппников в гости. Вы можете играть в настольные игры на изучаемом языке, готовить типичные блюда страны изучаемого языка, выбирать определённые лексические темы и обсуждать их, организовывать дискуссии по просмотренным фильмам или прочитанным статьям. Если у вас есть возможность пригласить в гости носителей изучаемого вами языка, то это будет просто замечательно!

8. Аудио- и видеоматериал

Итак, наша задача – окружить себя языком. В этом процессе важнейшую роль играет аудио- и видеоматериал (радио, телевидение, подкасты, видео YouTube и пр.), однако к выбору материалов нужно подходить ответственно. Всегда полезно, если радио включено постоянно и является “фоном” во время вашего присутствия дома. Но необходимо понимать, какой материал может быть полезен для каждого уровня языка. На начальных этапах мы бы рекомендовали песни и музыкальное радио, т.к. в данном случае основная задача – ознакомиться с интонацией, произношением, общим языковым строем. На среднем и продвинутом уровне начинает играть бóльшую роль телевидение и YouTube, и здесь необходимо выбирать программы и видео, связанные с разными темами: развлекательные ток-шоу, новостные программы, интервью, короткометражные фильмы и пр. Добавим также, что языковой фон не всегда эффективен, т.к. часто мы просто забываем о нём. Поэтому к языковому аудиоматериалу необходимо постоянно и осознанно возвращаться. Например, по 10-15 минут в день обращать внимание на фоновое радио и стараться понять, о чём идёт речь. Чтобы у вас не пропадала мотивация и данные упражнения были регулярными, вы можете поставить перед собой определённую задачу, например, обязательный рассказ учителю об услышанном на занятии.

9. Умный дом

Вы можете приобрести систему “Google Home” на необходимом вам языке, чтобы слушать радио, включать музыку на языке, слушать статьи и информацию из интернета по определённой теме и пр.

10. Сувениры

Ваша задача – окружить себя культурой изучаемого языка. В этом вам помогут предметы из той страны, язык которой вы изучаете. Они могут мотивировать и содержать в себе определённую информацию. Это могут быть брелоки, магниты для холодильника с изображением какого-либо города, открытки, календари, игры (например, “Мемори” с изображениями городов) и пр.

11. Использование интернета

Вы можете посвящать 10-15 минут в день поиску и чтению информации на языке по интересующим вас темам. Например, вы проходите тему “Экология”. Вы можете искать научно-популярные статьи на эту тему, интересные видео, обсуждения, инфографику. Важно, чтобы информация была разнообразной – должно присутствовать не только чтение, но и аудирование. Лучше, чтобы аудирование и чтение сопровождались визуальным рядом. Также необходимо обратить внимание на разные стили речи.

12. Записи

Если мы делаем записи, мы лучше запоминаем и лексические единицы, и грамматические конструкции. Именно поэтому учителя иностранных языков всегда говорят нам, чтобы мы записывали новые слова, вели словарики, выполняли письменные задания. Наша задача – как можно больше писать дома. Что можно писать? Списки продуктов, рабочих задач и повседневных дел, просто записывать разные мысли, связанные с прочитанным, вести дневник.

13. Гаджеты

Желательно полностью перевести компьютеры, планшеты и телефоны на изучаемый вами язык. Если вы играете в компьютерные игры или пользуетесь мобильными приложениями, используйте версию на иностранном языке.

14. Создание историй и комиксов

Как известно, лексика всегда лучше запоминается в контексте. Причём лучше, чтобы лексические единицы были сопровождены иллюстрациями или фотографиями. В интернете есть много сайтов, связанных с созданием онлайн-комиксов (например, Pixton). С помощью шаблонов вы можете создавать различных персонажей и ситуации и употреблять нужные вам лексико-грамматические элементы в коммуникативных ситуациях. Конечно, если персонажи повторяются, а истории написаны с юмором, то это замечательно!

15. Описание предметов

Вы можете выбирать различные предметы, находящиеся у вас дома, и описывать их в устной или письменной форме. Лучше, чтобы данные предметы были разнообразными, например: прищепка, шампунь, книга, брюки и т.д. Вы можете описать материал, цвет, действия, связанные с выбранными предметами, вы можете даже сочинить историю с использованием названий предметов.

16. Аудио- и видеодневник

Вы можете вести аудио- или видеодневник, каждый день рассказывая о том, что происходит с вами. Безусловно, также полезно делиться мыслями и идеями, впечатлениями от прочитанной книги или просмотренного фильма. Впоследствии полезно возвращаться к данным записям, чтобы отслеживать ваш прогресс, анализировать плюсы и минусы с точки зрения лексики, грамматики, произношения и т.д.

17. Рефлексия

Можно вести дневник, связанный с анализом пройденного, вашим прогрессом, трудностями, способами их преодоления, целями, пожеланиями. Это поможет вам выбрать правильный путь изучения языка во время классных занятий и дома.

18. Мотивация

Наконец, важно отметить: если вы устали или больны, то не стоит приступать к выполнению сложных упражнений и заданий в домашних условиях. Они требуют максимальной концентрации, т.к. связаны с постоянным погружением в язык, что само по себе утомляет.

 

Этим перечнем, конечно, способы изучения иностранного языка в домашних условиях не ограничиваются. Какими приёмами пользуетесь вы? Поделитесь своими находками.

 

Автор: Юлия Амлинская, руководитель международной онлайн-школы РКИ «Russificate» и международной онлайн-школы для детей-билингвов «Russificate Kids», преподаватель русского языка как иностранного, администратор крупнейшего в Facebook сообщества «Преподаватели РКИ».

 

 Читайте другие статьи автора для начинающих преподавателей РКИ

 

Проверка слова Все сервисы
  • День словаря
  • Словари 21 века
  • Фонд Русский мир
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Институт Пушкина