«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Здравствуйте. В предложении "Какой бы метод сушки вы ни выбрали, прежде всего нужно подготовить сырье" перед глаголом "выбрали" нужно писать НИ или НЕ? Объясните, пожалуйста, какое правило тут действует.

Таможенники пресекли контрабанду наркотиками... Правильно?

Как правильно говорить: блАговест или благовЕст?

  1. Главная
  2. Новости

Неопределенные местоимения: в чём сложность?

Как объяснить разницу значений -то, -либо, -нибудь иностранному студенту?

Тема неопределённых местоимений - одна из самых сложных для иностранных студентов. Трудности, связанные с изучением и употреблением неопределённых местоимений в устной и письменной речи, в частности, вызваны  отсутствием данных местоимений в их родных языках.

Прежде всего нужно чётко соблюдать правила подачи нового грамматического материала, предлагать его порционно. Например, неопределённые местоимения с частицей -либо изучаются позднее, когда студенты уже освоили разницу между местоимениями с -то и -нибудь. Стоит также отметить, что местоимения с частицей -кое обычно даются отдельно.

Ещё одно важное правило - не давать данную тему вне контекста, без примеров, без коммуникативных ситуаций. Педагог должен продумать, в каких ситуациях мы используем данные местоимения и предложить студентам фразы, используемые носителями русского языка в повседневной жизни. Примеры таких фраз: “Что-нибудь ещё?” (ситуация в ресторане), “Мне кто-нибудь звонил” (на работе), “Купи что-нибудь к чаю” (в семье), “Кто-то постучал в дверь” (например, в университете, дома или на работе), “Он почему-то не сказал мне, в чём дело” (обсуждение сказанного другими людьми) и пр.

При объяснении неопределённых местоимений нужно обязательно иметь в виду, что эта тема “многослойна”, т.к., в первую очередь, речь идёт о семантической разнице между местоимениями с частицами -то, -нибудь и -либо, а, во-вторых, о склонении данных местоимений. Также некоторые местоимения имеют совсем другое значение, не связанное напрямую со значениями частиц -то и -нибудь. Например, “когда-то” значит “давно”, а “когда-нибудь” или “как-нибудь” имеют значение “в какой-либо момент в будущем”. “Как-нибудь” также имеет значение “любым способом”, “неважно как”.

Не будем также забывать, что грамматический материал преподносится не только дозированно, но и циклически, т.е. нужно его повторять на разных уровнях, постепенно добавляя новые правила и контексты употребления грамматических конструкций. Например, при введении местоимений с кое- нужно обязательно повторить все остальные ранее пройденные местоимения.

Местоимения с частицей -то используются в тех случаях, когда речь идёт о конкретном предмете, явлении, месте или человеке. Например, в предложении “Кто-то звонит по телефону” речь идёт о конкретном человеке, но мы не знаем, кто это. Данные местоимения чаще всего используются в утвердительных предложениях.

Местоимения с частицей -нибудь используются, когда речь идёт о предмете, явлении, месте или человеке, о существовании которых мы не знаем или которые не были выбраны. Например, во фразе “Вы хотите пойти куда-нибудь?” есть много вариантов, куда говорящие могут пойти. “Я хочу что-нибудь посмотреть” означает “Я ещё не выбрал, что я хочу посмотреть, есть много фильмов, которые я мог бы посмотреть”. Довольно часто данные местоимения используются в вопросительных предложениях.

Что касается местоимений с частицей -либо, то они являются синонимами местоимений с частицей -нибудь, но употребляются в основном в официальной и официально-деловой речи, чаще письменной, чем устной. “Кто-либо хочет высказаться?” - так мы скажем, к примеру, на конференции или семинаре.

Для лучшего объяснения данной темы преподаватель может нарисовать сравнительную таблицу с местоимениями и конкретными примерами.

Для закрепления материала необходимо проделать большое количество упражнений как на практику семантической разницы неопределенных местоимений, так и на практику их склонения. Упражнения можно найти в книгах “A Living Russian Grammar” (1 часть), “Русский язык в упражнениях”,  “Трудные случаи русской грамматики” и др.

 

Автор: Юлия Амлинская, преподаватель русского языка как иностранного, администратор группы "Преподаватели РКИ"

 

Читайте на нашем портале другие статьи автора:

Один на один с учеником

Как правильно выбрать подходящий для студентов учебник?

Какие дополнительные пособия по грамматике можно использовать, чтобы увлечь и не перегрузить студента? 

 

Советуем также обратить внимание на учебное пособие по теме:

 

Проверка слова Все сервисы
  • Фонд Русский мир
  • Грамота ру
  • Словари 21 века
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • День словаря