1. Главная
  2. Русский язык для журналистов
  3. Начинающим журналистам
  4. Современные термины
  5. Термины редакционно-технического оформления издания

Термины редакционно-технического оформления издания

БИЛЬД-РЕДАКТОР (ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР) отвечает за подбор иллюстративного материала в газете, его соответствие содержанию публикаций и качество исполнения. Осуществляет заказ художественного оформления, анализ и оценку представленных элементов оформления и их пробных оттисков.

БУКВИЦА (ИНИЦИАЛ) - первая буква начального слова про­ изведения, главы, раздела, увеличенная по размеру по сравнению с обычной начальной буквой; может сочетаться с иллюстрацией и элементами оформления.

ВВОДКА - графически оформленное вступление (введение) к публикации, цель которого - привлечь к ней внимание читателей.

ВЕРСТКА - 1) монтаж полос издания из составляющих их элементов: текста, заголовков, таблиц, иллюстраций и т.д.; 2) сверстанные листы корректурных оттисков.

ГРАНКА - 1) столбец строк типографского набора; 2) оттиск со столбца типографского набора, предназначенный для расклейки макета.

ГРАФИК - чертеж, наглядно показывающий, как в зависимости от изменения одной величины (ее значение откладывается на горизон­тальной оси) изменяется другая величина (ее значение откладывается на вертикальной оси). По характеру передаваемой информации график аналогичен таблице, но более нагляден.

ДИЗАЙН - 1) художественно-техническое оформление издания; 2) метод моделирования графической конструкции издания, создание его графической модели, формирование узнаваемого имиджа, фирменного стиля издания; 3) стратегия в области оформления издания.

ДИАГРАММА - изображение, наглядно показывающее количественное или временное соотношение между сопоставимыми явлениями или процессами, их динамику. Виды диаграмм: линейная (количества выражены линейными отрезками); круговая (процентная) (за 100% принята площадь круга); объемная (количества выражены объемными фигурами или условными рисунками, принятыми за единицу измерения); столбиковая (количества выражены столбиками разной высоты); комбинированная (сочетает разные способы изображения соотношений величин).

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ - иллюстрация, воспроизводящая какое-либо изображение или текст (текст записки, надписи, помет на странице издания), имеющие значение исторического источника. ЗАПИСЬ - фиксация звуков и изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей неоднократно воспроизводить или сообщать эти звуки и изобра­жения.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ - изображение, дополняющее текст или поясняющее его. Иллюстрация обязательна, если она представляет часть содержания публикации, дополняющая иллюстрация не­ обходимой информации не несет. В газетах и общественно-по­ литических журналах иллюстрации могут играть роль самостоятельных публикаций. Виды иллюстраций по способу отображения действительности: художественно-образные, научно-познавательные, документальные; по способу подготовки: заимствованные и оригинальные; по технике исполнения: рисунок, фотоиллюстрация.

КАЧЕСТВО ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ не должно допускать искажения содержания публикации, потери информации, ухудшения удобочитаемости текста (непропечатки, бледная печать), нарушения порядка полос, их пропуск, несоответствия под­ писей иллюстрациям, неправильной последовательности страниц, дефектов воспроизведения.

КОЛЛАЖ - 1) изобразительная композиция, полученная объединением различных изображений; 2) то же, что аппликация - создание наклеиванием на материал-основу элементов изображения.

КОЛОНКА - столбец, часть полосы, образованная строками, на­ бранными на формат, составляющий долю от общего формата на­ бора, и отделенная от смежной колонки вертикальным пробелом.

КОЛОНЦИФРА - порядковый номер страницы издания, ставится вверху или внизу страницы, на концевых полосах - в наружных углах или посредине. Не ставится на спусковых начальных полосах, если колонцифры даются в верхнем поле, и на концевых полосах, если колонцифры даны в нижнем поле. Страницы без колонцифр входят в общую нумерацию.

КРАСНАЯ СТРОКА - 1) первая строка абзаца, начинающаяся с отступа; 2) заголовочная строка, имеющая с обеих сторон равные отступы.

ЛОГОТИП - символическое название или знак (рисунок, надпись и т.п.), устойчиво отождествляющиеся читателем или зрителем с определенным изданием, компанией, товаром. Используется для маркировки продукта.

МАКЕТ - модель издания, его верстки и элементов художествен­ного оформления в целом или только обложки (переплета, супер­ обложки) в книжных изданиях, необходимая для оценки художественных решений, согласования композиционных и оформительских элементов. Для практики макетирования современных газет характерны две композиционные схемы полосы: блочная, состоящая из 2-5 блоков, привязанная к определенному дню недели, и эталонная, следующая определенному образцу структуры, верстки, оформления. Макет номера журнала предполагает выдержанную в едином стиле систему композиционных схем публикаций журнала.

ОТ АВТОРА - небольшая приписка к материалу, следующая за авторской подписью, - благодарность за участие в подготовке публикации, обращение к читателям.

 ОТ РЕДАКЦИИ - приписка в конце публикации от имени редакции, предлагающая продолжить обсуждение вопросов, затронутых в публикации, или короткое обращение к читателям с предложением развить тему выступления автора.

ПЛАН - 1) графическое изображение предмета; 2) чертеж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение или вид предмета сверху.

ПОДВАЛ - размещение материала внизу полосы на всю ее ширину или ширину большей части колонок.

ПОДПИСЬ К ИЛЛЮСТРАЦИИ - текст под иллюстрацией, который связывает ее с основным текстом, определяет тематическое содержание иллюстрации. Состав подписи: рисунок (Рис.), номер иллюстрации (№) - нумерация иллюстраций облегчает ссылки на них в тексте; текст, определяющий содержание иллюстрации; пояснение ее деталей и частей, расшифровка условных обозначений, характеристика оригинала- источника, сведения о технике исполнения, месте хранения.

ПОЛОСА - отпечаток страницы издания в установленном для него формате.

РИСУНОК (сокращенное обозначение - Рис. перед номером его в тексте и в подписи под иллюстрацией) - изображение средствами графики объектов действительности.

РУБРИКА - 1) общий заголовок подборки, состоящей из небольших информационных сообщений, указывает тему публикаций; 2) заголовок, размещенный над основным заголовком публикации или сбоку от него, указывает на раздел или тематический блок газе­ ты, уточняет жанр публикации.

СЛОГАН - легко запоминающаяся короткая фраза, рекламный лозунг.

СХЕМА - иллюстрация, передающая с помощью условных обозначений общий принцип, идею, суть строения предмета или системы, характер процесса, движения.

ТЕКСТОВКА К ФОТОГРАФИИ - короткая (одно-два предложения) подпись к фотографии, поясняющая ее содержание.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ - начальный лист книжного издания, на ко­ тором размещают основные выходные сведения, служащие источником для библиографического описания.

ФАКСИМИЛЕ - точное воспроизведение рукописного текста, подписи, документа.

ФОТОГРАФИЯ - снимок, изображение предмета на светочувствительных материалах. В публикациях СМИ могут быть исполь­зованы в качестве иллюстраций или играть самостоятельную роль в связи с выбором жанровой формы фотопортрета, фоторепортажа, фотозарисовки, фотоочерка.

ФОТОИЛЛЮСТРАЦИЯ - документальное свидетельство реально существующих объектов, дает наглядное представление о современной действительности. Функции фотоиллюстраций в современных периодических изданиях: заставка - символ (помогает читателю ориентироваться в тематике публикаций); дополнение словесного текста; иллюстрация, имеющая самостоятельное значение; не дублирующая словесный текст; рекламный фотоснимок.

ЧЕРТЕЖ - графическое изображение предметов, их частей и дета­ лей. Указание соотношения частей и размеров предметов на черте­ же дает читателю представление об их реальном виде и строении.

ШАПКА - броский, крупно напечатанный заголовок, объединяющий все публикации, стоящие под ним и занимающие целую полосу или ее большую часть

 ШРИФТ - графическое изображение букв, цифр и других знаков текста. Удобочитаемость - главное требование, предъявляемое к шрифту, он должен легко восприниматься читателем. Государственный стандарт делит шрифты на шесть основных групп, объединяющих около сорока типографских шрифтов, различных по гарнитуре, насыщенности, начертанию, кеглю.

ТЕРМИНЫ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА

 АВТОГРАФ - 1) оригинал произведения, написанный автором от руки, напечатанный им на пишущей машинке или с помощью компьютера и подписанный им; 2) авторизованный (прочитанный и исправленный автором) оригинал произведения. Автограф черновой содержит многочисленные авторские исправления и изменения, автограф беловой - окончательный авторский вариант произведения.

АВТОР - лицо, творческим трудом которого создано произведение; указывается на оригинале или экземпляре изданного произведения.

АВТОРСКАЯ ПОДГОТОВКА ОРИГИНАЛА ДЛЯ РЕДАКЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ И ВЫПУСКА В СВЕТ - разметка сложных мест, обозначение заверстки иллюстраций, та­ блиц, соподчиненности заголовков, шрифтовых выделений, указание источников цитат. Автор представляет оригинал в окончательном виде.

АВТОРСКИЕ ПРАВА ИМУЩЕСТВЕННЫЕ - исключительные права автора на использование произведения (воспроизведение, распространение, импорт, публичный показ, публичное исполнение, на сообщение с помощью различных технических средств, переработку), исключают возможность использования его другими лицами без разрешения автора, которое оформляется в авторском договоре.

АВТОРСКИЕ ПРАВА ЛИЧНЫЕ - право на признание автором произведения, право на имя. (подлинное имя, псевдоним, без указания имени), право на обнародование в любой форме с помощью различных технических средств, право на перевод, на перепечатку, на распространение, на импорт, на публичный показ, право на отзыв (отказ от решения обнародовать произведение), право на защиту репутации автора.

АВТОРСКИЙ ДОГОВОР - соглашение между автором произведения и каким-либо лицом об использовании этого произведения, предусматривающее способы и срок использования произведения, территорию, на которой будут действовать передоверяемые на использование произведения права. Если территория не оговорена, она будет ограничена территорией РФ. Автор может расторгнуть договор по истечении пяти лет с даты его заключения, если срок использований произведения в договоре не был установлен, письменно уведомив об этом за шесть месяцев до расторжения договора. Авторский договор предусматривает также максимальный тираж издания и размер авторского вознаграждения за каждый вид ис­пользования произведения. Авторский договор заключается в письменной форме. В практике периодической печати он может существовать в форме устной договоренности.

АВТОРСКИЙ ЛИСТ - единица объема авторского оригинала, равен 40 ООО печатных знаков прозаического текста, включая пробелы между словами, знаки препинания, цифры, считая неполные концевые строки за полные, или приблизительно 23 страницам машинописного оригинала прозаического текста, или 700 стихотворным строкам, или 3 ООО см2 площади изображений на странице издания. Части издания, не являющиеся результатом авторского труда, в подсчет не входят.

АВТОРСКИЙ ОРИГИНАЛ - оригинал произведения, представляемый автором в издательство для подготовки к изданию и выпуску в свет; может быть представлен в форме машинописи, дискеты, рукописного оригинала, при повторном издании - в виде расклейки или ксерокопии со страниц предшествующего издания. Дискеты представляются вместе с распечаткой. Авторский оригинал должен быть подписан автором (соавторами), должна быть указана дата сдачи и количество страниц. Оригинал должен соответствовать предъявляемым к нему техническим требованиям.

АВТОРСКОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ (АВТОРСКИЙ ГОНОРАР) - оплата, которую получает автор за использование его про­ изведения. Размер и порядок выплаты гонорара устанавливается в авторском договоре в виде процента за использование авторского произведения или в зависимости от его объема (объем исчисляется полистно, построчно, постранично, аккордно или в процентах от отпускной цены). Возможно издание безгонорарное.

АВТОРСКОЕ ПРАВО - совокупность юридических норм, регулирующих правовое положение авторов, комплекс норм, определяющих права автора по отношению к созданному им произведению. См. Закон РФ «Об авторском праве и смежных с ним правах», устанавливает нормы авторского права, которые распространяются на произведения науки, литературы и искусства, созданные творческим трудом, как обнародованные, так и необнародованные, но существующие в какой-либо объективной форме. Срок действия авторского права - в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.

ВИД ИЗДАНИЯ - группа изданий, обладающих одинаковыми существенными признаками: материальной конструкцией, функциональным назначением, содержанием, читательским адресом, знаковой формой информации, временными особенностями выпуска. Внутри видов изданий выделяются их подвиды.

Книга - непериодическое издание кодексного типа (тетради или книжные листы скреплены в корешке), объемом свыше 48 страниц.

Газета - периодическое издание (обычно на несшитых листах). Материалы газеты, как правило, небольшого объема, посвящены событиям в стране и в мире, событиям той местности, где выходит издание, средство межличностного и коллективного общения людей, их информирования.

Журнал - периодическое издание (обычно в обложке), листы которого скреплены в корешке, включает произведения различных авторов, рефераты, документы, объединенные общей программой. Брошюра - непериодическое книжное издание (обычно в обложке), объемом свыше четырех, но не более 48 страниц.

Бюллетень - периодическое или повторяющееся издание, содержа­ щее нормативные, справочные или рекламные материалы издаю­ щей его организации.

Альманах - непериодический или продолжающийся сборник произведений и отрывков из них разных авторов, различных родов и жанров и отрывков из этих произведений, публикуемых, как правило, впервые. Буклет - листовое издание, сфальцованный (сложенный в несколь­ко раз печатный лист) - рекламные проспекты, карты городов для туристов, краткие путеводители.

Комикс - небольшая иллюстрированная книжка или публикация периодического издания, содержащая серию рисунков с краткими сопроводительными текстами, представляющими связное повествование легкого, обычно приключенческого содержания.

ВИЗА - подпись автора, научного редактора, лица, ответственного за издание, разрешающего печатать подготовленный к печати материал.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - фиксация произведения на материальном носителе, изготовление определенного числа его экземпляров.

ВЫПУСКАЮЩИЙ - представитель печатного издания в типографии, осуществляющий наблюдение за его полиграфическим исполнением, отвечает за выпуск текущего номера и подготовку по­ следующих, сдает в производство оригинал номера, принимает корректурные и пробные оттиски, сдает их на исправление и в печать, контролирует качество полиграфического исполнения, проверяет качество готового тиража.

ВЫПУСК В СВЕТ (ОПУБЛИКОВАНИЕ) - выпуск в обращение с согласия автора экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей читателей.

ВЫЧИТКА И РЕДАКЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ОРИГИНАЛА ИЗДАНИЯ, ПОДГОТОВЛЕННОГО К НАБОРУ - устранение орфографических и пунктуационных ошибок и буквенных опечаток, достижение единообразия однотипных и повторяющихся элементов текста, выбор графической фор­ мы слов, облегчающей восприятие текста.

ГРАНКА - 1) столбец строк типографского набора, не разверстанный на полосы; 2) оттиск столбца набора, предназначенный для чтения корректуры.

ЗАПИСЬ - фиксация в какой-либо материальной форме звуков и (или) изображений с помощью технических средств, позволяющей эти звуки и (или) изображения неоднократно воспринимать, воспроизводить или сообщать.

ИЗДАНИЕ -1) произведение (комплекс произведений) печати, которое прошло редакционно-издательскую подготовку и обработку для передачи содержащейся в нем информации, учитывающую его целевое и читательское назначение и размноженное в каком-либо количестве идентичных экземпляров; 2) совокупность экземпляров издания, отпечатанных с одного набора; 3) процесс выпуска книги, брошюры, журнала, газеты и других видов изданий.

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - подготовка и выпуск изданий любого вида. Действующим законодательством гарантируется свобода издательской деятельности. Правом издательской деятель­ности обладают органы государственного управления, выборные представительные органы, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения, а также граждане, достигшие 18 лет. Издательская деятельность не может быть использована для разглашения сведений, составляющих государственную или охраняемую законом тайну, для призыва насильственно свергнуть или изменить государственный и общественный строй, пропаганды насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, атеистической не­ терпимости, распространения порнографии, совершения уголовно наказуемых деяний. Запрещается вмешательство в личную жизнь граждан, посягательство на их честь и достоинство.

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПРАВКА — корректурная правка, устраняющая ошибки набора и верстки, правка, направленная на совершенствование технического и художественного оформления издания, и конъюнктурная правка.

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНИКА - технические средства, используемые для подготовки издательских оригиналов, оригиналов-макетов, изооригиналов и для контроля за их качеством: наборно-печатающие машины, копировальные аппараты, настольные издательские системы и др.

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ МАРКЕТИНГ - комплекс мероприятий, связанных с реализацией продукции издательского предприятия, система мер, направленных на достижение прибыли при сбыте продукции и удовлетворение спроса на выпускаемые издания (изучение потребителя, исследование мотивов его поведения на рынке и умение гибко реагировать на изменение ситуации, анализ форм и каналов реализации продукции, анализ объема товарооборота, изучение конкурентов, исследование рекламной деятельности, определение эффективности способов продвижения издательской продукции).

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ОРИГИНАЛ - подготовленный к полиграфическому воспроизведению комплект оригиналов всех частей издания - текста и элементов оформления; содержит указания для полиграфического исполнения издания и дубликаты, необходимые по условиям его воспроизведения.

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЦЕСС - процесс подготовки и выпуска издания в свет, который включает несколько стадий и завершает­ся сдачей тиража в торговую сеть или предприятию, распространяющему издание по подписке. Стадии издательского процесса: редакционная - оценка и подготовка издательского оригинала к производству, точности его вычитки; контроль качества редакционно-технического оформления - техническая разметка оригинала, подготовка и обработка оригинал-макета\ производственная - набор, репродукционные работы, печать, брошюровочные и отделочные работы; маркетинговая - изучение, формирование, стимулирование и удовлетворение спроса на выпускаемые издания.

КОМПЛЕКТНОСТЬ ОРИГИНАЛА - полнота всех его составных частей. Авторский оригинал газетных и журнальных публикаций должен содержать их основной текст, включая заголовок, ссылки на цитируемые источники, авторские оригиналы иллюстраций, текст подписей к иллюстрациям.  Комплектность издательского оригинала зависит от особенностей издания и технологической схемы, принятой типографией.

КОПИРАЙТ - 1) охраняемое законом авторское право; 2) знак, которым обладатель исключительных авторских прав извещает о них (печатается на каждом экземпляре произведения). Знак со­ стоит из латинской буквы «С» в окружности (©), имени (наименования) обладателя авторских прав, года первого опубликования произведения.

КОРРЕКТОР - работник издательства, редакции или типографии, читающий и правящий корректуру.

КОРРЕКТУРА - 1) исправление в корректурных и пробных от­ тисках ошибок, допущенных при наборе или воспроизведении оригиналов в результате фоторепродукционных или электронных процессов и не замеченных автором и издательскими работниками; 2) совокупность корректурных поправок, то же, что корректурная правка; 3) оттиск с типографского набора, с автоматического печатающего устройства, печатной формы, предназначенный для исправления ошибок.

КОРРЕКТУРА РЕДАКЦИОННАЯ - проверка подготовленного к воспроизведению текста и изображения по смыслу и по существу, контроль верстки, разметки, исправлений корректора, осуществляемая работниками редакции.

КУЛЬТУРА ИЗДАНИЯ - соответствие издания требованиям, обеспечивающим полноценное постижение читателем содержания и формы издания и облегчающее действия с ним читателя (поиск в библиотеке, наведение справки). Полное использование возможностей художественно-технического оформления способствует восприятию содержания издания и созданию эстетического эффекта.

ЛИСТАЖ - число листов во всем тираже издания или общем тира­ же издательской продукции. Единица печатного листажа - печат­ный лист или учетно-издательский лист.

МАШИНОПИСНАЯ СТРАНИЦА - стандартный лист бумаги, вмещающий 30-32 строки по 60-62 знака, примерно 1 800 знаков.

МЛАДШИЙ РЕДАКТОР - работник редакции, который осущест­вляет техническую подготовку издательского оригинала к производству (считку с авторским оригиналом, исправление ошибок в издательском оригинале, проверку нумерации страниц, выполняет поручения ведущего редактора, контролирует график движения рукописей внутри редакции). Работа младшего редактора - школа подготовки ведущих редакторов.

НАЗНАЧЕНИЕ ИЗДАНИЯ определяет его целевое и читательское назначение, является одним из типовых признаков, определяющих вид издания.

ОПЕРАТИВНАЯ ПОЛИГРАФИЯ - изготовление мелкой печатной продукции (бланков, сопроводительных документов, визитных карточек, брошюр) небольшими предприятиями.

ОРИГИНАЛ - источник издания, предназначенный для вос­произведения. Авторский оригинал; Издательский оригинал; Текстовой оригинал; Оригинал-макет.

ОРИГИНАЛ-МАКЕТ - подписанный в печать оригинал, который напечатан как образец для полиграфического воспроизведения (машинописный оригинал-макет или кодированный издательский оригинал, записанный на каком-либо носителе).

ПЕРЕИЗДАНИЕ - каждое новое издание произведения, предпринятое издательством. Переиздание по сравнению с предшествующим изданием может быть дополненным (включающим дополни­ тельные материалы), исправленным (в котором устранены ошибки, допущенные в предыдущем издании), переработанным (в которое внесены существенные смысловые и композиционные изменения), пересмотренным (в котором заменены устаревшие материалы или изменена концепция), расширенным (дополненным материалом, выходящим за пределы темы предыдущего издания), может представлять собой комбинацию перечисленных видов.

 ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ - издание, выходящее не реже одного раза в год, имеющее постоянное название, текущий номер, - газета, журнал, альманаху бюллетень.

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ИЗДАНИЙ - повторяемость выпуска изданий. Издания подразделяются на непериодические (не повторяемые), периодические (повторяемые через определенные промежутки времени: газеты ежедневные, еженедельные; журналы ежемесячные, еженедельные), продолжающиеся (продолжающиеся через неопределенные промежутки времени), обновляемые (повторяемые по мере изменений в материале электронные издания).

ПЕЧАТНЫЙ ЛИСТ - единица измерения натурального объема изданий и печати, равная половине бумажного листа стандартного размера.

ПОЛОСА - отпечаток страницы издания в установленном для него формате.

ПРИЕМ ОРИГИНАЛА ОТ АВТОРА предусматривает проверку качества подготовки авторского оригинала - выборочное, чтение наиболее важных фрагментов текста, контроль его разметки, ссылок на источники и цитаты, комплектности оригинала, его объема, выполнения требований стандарта. Оригинал должен быть подписан автором (соавторами).

РЕПРИНТ - репродуцированные полосы предшествующего издания. При необходимости внести правку автор предоставляет три их экземпляра, в один из которых корректорскими знаками внесена правка.

РУКОПИСЬ - авторский оригинал произведения, представленный в издательство. Рукописный автограф - авторский текст, на­ писанный от руки.

ТЕКСТОВОЙ ОРИГИНАЛ - авторский или издательский оригинал, состоящий из словесного текста, может включать иллюстрации и другой изобразительный материал. Требования к текстовому машинописному оригиналу допускают не более 10 поправок на страницу и не более четырех вставок на 10 страниц. Текст должен быть отредактирован и вычитан, размечен техническим редактором и подписан в набор и в печать.

ТЕТРАДЬ (в газете) - сфальцованный (согнутый и сложенный) после печатания бумажный лист.

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР проверяет соответствие оригиналов нормативным требованиям. Размечает оригиналы к набору, верстке и репродуцированию, проверяет выполнение типографией художественно-оформительских и технических указаний и качество поли­ графического исполнения издания.

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ - руководство реализацией проекта оформления издания: подготовка оригиналов издания к производству, разметка их элементов, контроль за соблюдением правил набора и верстки, за исполнением указаний по художествен­ ному оформлению, репродуцированию оригинала издания.

ТИРАЖ - общее число экземпляров издания. Тираж годовой - сумма выпусков издания за год, сумма тиражей выпусков пери­ одических изданий за год. Тираж дополнительный - допечатка тиража.

ТИРАЖИРОВАНИЕ - 1) техническое воспроизведение текста выпускаемого в свет издания в количестве, установленном тира­ жом; 2) установление количества экземпляров выпускаемого в свет издания.

УСЛОВНЫЙ ПЕЧАТНЫЙ ЛИСТ - бумажный лист формата 60 х 90 см.

УЧЕТНО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ - единица объема издания, равная 40 000 печатных знаков прозаического текста, считая знаки препинания, пробелы между словами, неполные строки за полные, или 700 строкам стихотворного текста, или 3 000см2 площади изображений в том масштабе, в котором они воспроизведены в издании. В подсчет входят части издания, не являющиеся результатом авторского труда, - оглавление, аннотация, выходные сведения и т.п.

ЧИСТЫЕ ЛИСТЫ - первые экземпляры полностью отпечатанных листов из тиража издания, присылаемые типографией в издательство для контроля. Их просматривают ведущий редактор и редактор технический. Обнаруженные ошибки, искажающие содержание публикации, должны быть исправлены типографией.

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ АДРЕС служит основанием для выделения основных читательских групп. Различают издания массовые - их читательский адрес не ограничен; издания, адресованные широкому читателю, учитывающие его разнообразные интересы; узкий читательский адрес подразумевает ограничение темой, специальностью читателя. Точное представление о будущем читателе определяет редакционную подготовку издания.

 ЭКЗЕМПЛЯР - отдельная единица тиража издания.

ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ - издание, представляющее собой электронную запись информации на магнитном диске, компакт- диске и т.д., рассчитанную на использование с помощью электронных технических устройств. 

Проверка слова Все сервисы
  • Грамота ру
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Фонд Русский мир
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Словари 21 века