Как сделать работу над текстом интересной и разнообразной? Наш эксперт в области РКИ раскрывает несколько профессиональных секретов, предлагая двадцать разных способов для организации системы послетекстовых заданий.
К сожалению, иногда послетекстовая работа на уроках РКИ сводится к вопросам по тексту и пересказу. Постоянный и повторяющийся набор упражнений приводит к тому, что студенты изначально знают, что они будут делать, преподаватель тоже это знает. Тем не менее определённая повторяемость на уроках нужна: после текста студенту необходимо проделать серьёзную лексико-грамматическую работу. Но абсолютная предсказуемость на уроках русского языка как иностранного и иностранных языков обычно утомляет. Во-первых, скука неизбежно приводит к потере мотивации не только к чтению, но и к изучению языка. Во-вторых, достаточно опасно тренировать те же навыки и умения из урока в урок, ведь в данном случае речь не идёт ни о коммуникативности, ни о спонтанной речи, ни о практике разных видов речевой деятельности, ни о работе в группе. Получается, опасность грозит нам и с методической, и с психологической точки зрения, и она вполне может обернуться катастрофой…
Задача преподавателя, работающего с художественными и научно-публицистическими текстами, - разнообразить свои уроки, не забывать о разных видах речевой деятельности, использовать элементы визуализации и лингвострановедения. Для этого необходимо использовать разные приёмы и материалы.
Понятно, что легче всего связать чтение с говорением и письмом. Однако делать это можно разными способами. В нашей статье мы предлагаем вам двадцать разных способов для организации системы послетекстовых заданий.
- Пересказ текста своими словами. Пересказ текста с точки зрения одного из персонажей. Пересказ текста с точки зрения стороннего наблюдателя (можно распределить интересные роли в группе). Интересны тексты с развитым сюжетом - например, приключения или детективы.
- После чтения текста статьи студенты ищут статьи или заметки по той же теме для обсуждения в классе или для написания сочинения по теме с анализом различных точек зрения авторов. Они также могут заняться поиском иллюстративного материала для докладов или сочинений.
- Преподаватель показывает студентам фотографии или иллюстрации, часть которых каким-то образом связана с текстом. Студенты должны определить, какие это фотографии или иллюстрации, и объяснить их связь с текстом. В качестве домашнего задания они могут найти к тексту дополнительные иллюстрации и объяснить, почему они их выбрали.
- Составление ментальной карты, связанной с текстом. Ментальная карта поможет ученикам понять основную идею текста, какие в нём есть персонажи, описания и сюжетные ходы, какова точка зрения автора. Нередко важна и структура текста, например, когда речь идёт о статье или репортаже.
- Написать тот же самый текст с точки зрения других людей (преподаватель распределяет роли). Это может быть статья или сюжетный текст. Продолжение может быть предложено студентами в виде аудиофайла.
- Написать письмо автору текста, выражая своё мнение о тексте и варианты его начала или окончания.
- Написать краткое содержание прочитанного рассказа в рекламных целях (аннотацию, которую мы обычно читаем на обложке книги). Это очень полезное задание, позволяющее студентам в сжатой форме выразить основные идеи произведения и выделить более или менее значимые детали.
- Ролевая игра. Преподаватель выбирает нескольких персонажей из текста и просит студентов составит диалог между данными персонажами (не из текста, а составленный ими самими).
- Лексика. Перефразировать некоторые предложения из текста. Поменять некоторые слова на синонимы, изменив синтаксические конструкции. Найти слова-связки и понять, каким образом они организуют текст.
- Лексика. Студенты работают в группах или парах, предлагая товарищам сложные лексические единицы из текста. Задача второго студента - дать определение данной лексической единицы или употребить её в контексте.
- Написать сценарий, основанный на сюжете рассказа.
- Создание линии времени (“таймлайна”) по сюжетному рассказу, если в нём много событий. Можно создать ленту времени в онлайн-формате с использованием иллюстраций.
- Студенты меняют одну из сцен рассказа, работая в мини-группах. Они могут это сделать, в частности. с помощью одного из сервисов, связанных с совместным написанием историй - Storybird, Inklewriter.
- Полностью переписать статью или рассказ (можно в разных жанрах).
- Создание комиксов на основе текста, работа в группах. Комиксы можно рисовать от руки или в сервисе StoryBoardThat.
- Создание студентами опросов на основе прочитанной статьи, которые они могут предложить друг другу и даже преподавателю.
- Придумать новое название текста. Придумать название текста, которое отсутствует (его удалил преподаватель). Найти смысловую ошибку в названии текста. Объяснить свой выбор.
- Характеристика персонажей текста. Можно использовать ключевые слова и фразы, предложенные преподавателем. На основе данной характеристики можно создать ментальную карту.
- Вопросы по тексту задают друг другу студенты. Так мы достигаем наибольшей вовлечённости класса, что особенно актуально при онлайн-работе.
- Тесты и вопросы, связанные с содержанием текста. Заполнение пропущенных слов в тексте, связанном с прочитанным текстом. Переход от “формальной” информации к анализу текста. Вопросы типа “множественный выбор” или “верно-неверно”. Найти ошибки в пересказе текста, предложенном преподавателем.
Дорогие коллеги, что бы вы добавили к данному списку? Какими упражнениями вы уже пользуетесь?
Автор: Юлия Амлинская, руководитель международной онлайн-школы РКИ «Russificate» и международной онлайн-школы для детей-билингвов «Russificate Kids», преподаватель русского языка как иностранного, администратор крупнейшего в Facebook сообщества «Преподаватели РКИ».
Читайте другие статьи автора для начинающих преподавателей РКИ