1. Главная
  2. Русский язык для журналистов
  3. В помощь пресс-службам

В помощь пресс-службам

Скачать Жанры журналистских и PR-текстов (PPT)

Скачать Как создать успешный текст (PPT)

Скачать Эффективные тексты смежных коммуникационных сфер (журналистика, pr, реклама) (PDF)

Кодексы профессионального поведения и этики специалистов PR 

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ АМЕРИКАНСКОГО ОБЩЕСТВА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (PRSA).

  • Член Общества должен исполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с общественными интересами.
  • Член Общества должен служить примером высоких стандартов в честности и неукоснительности при исполнении обязанностей как перед клиентом и работодателей, так и в демократическом процессе.
  • Член Общества должен честно вести свои дела с общественностью, с бывшими и настоящими клиентами или работодателями, а также с коллегами-практиками, отдавая должное идеалу свободного расследования и мнению других.
  • Член Общества должен неукоснительно следовать высочайшим стандартам точности и правдивости, избегая грубых выводов и неоправданных сравнений, уважая идеи и высказывания, почерпнутые у других.
  • Член Общества не должен распространять заведомо ложную или вводящую в заблуждение информацию; его обязанность своевременно предпринимать меры, чтобы откорректировать ошибочные сведения, за которые он несет ответственность.
  • Член Общества не должен участвовать в практических мероприятиях, которые имеют цель подорвать целостность каналов общения или процессов управления.
  • Член Общества должен быть готов публично объявить имя своего клиента или работодателя, от имени которого осуществляются коммуникации с общественностью. Член Общества не должен прибегать к услугам каких-либо лиц и организаций, которые преследуют не объявленные публично цели и заявляют о своей независимости и беспристрастии, но в действительности служат другим, тайным интересам.
  • Член Общества не может гарантировать достижение конкретных результатов, если это выходит за рамки его реальных возможностей.
  • Член Общества не может представлять интересы конфликтующих или конкурирующих сторон без ясно выраженного на то их согласия и лишь после полного раскрытия фактов.
  • Член Общества не должен занимать позицию, когда его личный интерес может вступить в конфликт с обязательствами перед работодателем, клиентом или другими лицами без полного раскрытия таких фактов.
  • Член Общества не должен принимать гонорары, комиссионные, подарки, любые другие вознаграждения или компенсации от кого-либо, кроме клиентов или работодателей, для которых оказываются услуги, без их на то ясно выраженного согласия, данного после полного выяснения таких фактов.
  • Член Общества должен неукоснительно соблюдать право на конфиденциальность и тайну настоящих, бывших и предполагаемых клиентов или работодателей.
  • Член Общества не должен намеренно наносить вред профессиональной репутации или профессиональной деятельности другого практика.
  • Если член PRSA имеет доказательства, что другой член Общества виновен в неэтичных, незаконных, нечестных практических делах, включая и те, что нарушают настоящий кодекс, то в этом случае член Общества обязан своевременно предоставить информацию соответствующим должностным лицам PRSA для принятия мер в соответствии с процедурой, изложенной в статье XII Сборника постановлений PRSA.
  • Член Общества, вызванный в качестве свидетеля для процедуры выполнения постановления настоящего Кодекса, обязан явиться лично, если только он не освобожден от этого по уважительной причине юридической инстанцией.
  • Член Общества обязан как можно скорее прервать отношения с любой организацией или частным лицом, если такие взаимоотношения приводят к действиям, противоречащим статьям Данного Кодекса.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АМЕРИКАНСКОГО ОБЩЕСТВА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ.

  • Члены Американского общества по связям с общественностью строят профессиональную деятельность на основополагающих ценностях и достоинстве личности, исходя из того, что свободное становление прав человека, особенно свободы слова, свободы собраний и свободы печати, является главным в практике паблик рилейшнз.
  • Служа интересам клиентов и работодателей, члены Общества заявляют о своем стремлении к улучшению коммуникаций, взаимопониманию и сотрудничеству между различными индивидами, группами и общественными институтами, а также равным возможностям при найме на работу по профессии связей с общественностью.
  • Члены Обществ берут на себя обязательства:
  • Выполнять профессиональный долг перед общественностью честно, тщательно, справедливо и с чувством ответственности.
  • Совершенствовать индивидуальную компетентность и способность к распространению знаний и профессионального опыта через продолжение исследований и образования.
  • Соблюдать одобренный Ассамблеей и руководящим органом Общества Кодекс профессиональных стандартов.

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ IPRA.

Настоящий кодекс был принят Международной ассоциацией PR (IPRA) на ее Генеральной ассамблее в Венеции в мае 1961 г. и является обязательным для всех членов Ассоциации.

А. Личная и профессиональная честность.

Под личной честностью принято понимать поддержание высоких нравственных норм и хорошей репутации. Под профессиональной честностью понимается соблюдение Конституции, правил и, в особенности, настоящего Кодекса, принятого IPRA.

Отношения с клиентами и служащими

Основной долг каждого члена IPRA – поддерживать честные отношения с клиентами и служащими, бывшими и нынешними.

  • Член IPRA не должен представлять интересы одной из конфликтующих или соперничающих сторон без согласия на то всех заинтересованных сторон.
  • Член IPRA обязан хранить в тайне конфиденциальную информацию, доверенную ему нынешними и бывшими клиентами или служащими.
  • Член IPRA не должен пользоваться методами, унижающими достоинств клиентов или нанимателей другого члена IPRA.
  • При выполнении своих обязанностей для клиента или нанимателя член IPRA не должен принимать гонорара, комиссионных или других видов ценного вознаграждения за предоставляемые услуги от кого бы то ни было, кроме клиента или нанимателя, без согласия его клиента или нанимателя, данного после полного выяснения всех обстоятельств.
  • Член IPRA не должен предлагать потенциальному клиенту или нанимателю, чтобы его гонорар или иное возмещение зависело от достижения определенных результатов; он не будет вступать ни в какие соглашения  с этой целью.
  • В. Отношения с общественностью и СМИ.
  • Член IPRA должен осуществлять свою профессиональную деятельность в соответствии с интересами общества и с полным уважением к достоинству личности.
  • Член IPRA не должен заниматься никакой деятельностью, которая имеет тенденцию к нанесению ущерба репутации СМИ.
  • Член IPRA не должен намеренно распространять ложную или вводящую в заблуждение информацию.
  • Член IPRA обязан при любых обстоятельствах предоставлять всестороннюю и правдивую информацию об организации, в которой он работает.
  • Член IPRA не должен создавать никакой организации, призванной служить не заявленной цели, а особым, скрываемым или частным интересам другого члена, его клиента либо нанимателя; он не должен также извлекать пользу из таких интересов или подобной существующей организации.

Отношения с коллегами.

  • Член IPRA не должен намеренно наносить ущерб профессиональной репутации или работе другого члена. Однако, если у члена IPRA есть доказательства того, что другой член виновен в неэтичном поведении или в незаконной либо в нечестной деятельности, т.е. в нарушении настоящего Кодекс, он обязан поставить в известность Совет IPRA.
  • Член IPRA не должен стремиться заменить другого члена в работе с нанимателем или клиентом.
  • Член IPRA должен сотрудничать с другими членами в соблюдении и выполнении настоящего Кодекса.

АФИНСКИЙ КОДЕКС.

От членов IPRA также требуется соблюдение этического кодекса, известного как Афинский кодекс, поскольку он был принят в Афинах Генеральной Ассамблеей IPRA в мае 1965. В него были внесены некоторые изменения в апреле 1968 года. Афинский кодекс был принят также Европейской конфедерацией PR в 1965г.

Согласно этому кодексу каждый член IPRA должен соблюдать строгие моральные нормы. Каждый член IPRA обязан:

  • Вносить вклад в создание таких нравственных и культурных условий, которые дают возможность человеку достичь полного развития и пользоваться всеми неоспоримыми правами, предоставленными ему Всеобщей декларацией прав человека.
  • Развивать средства и формы общения, которые, способствуя свободному потоку необходимой информации, позволяют каждому члену общества, в котором он живет, чувствовать себя в полной мере информированным и быть уверенным в собственном участии и своей ответственности, а также чувствовать солидарность с другими членами общества.
  • Всегда помнить о том, что его поведение, даже в личной жизни, в связи с важностью отношений между его профессией и обществом будет иметь влияние на то, как эта профессия воспринимается в целом.
  • При исполнении своих профессиональных обязанностей соблюдать нравственные принципы и положения всеобщей декларации прав человека.
  • Относиться к каждому с должным вниманием, уважать его человеческое достоинство и признавать право на собственное суждение.
  • Способствовать установлению нравственных, психологических и интеллектуальных условий для диалога в истинном понимании этого слова, признавать право всех участвующих в нем сторон доказывать правоту своего дела и выражать собственное мнение.
  • Вести себя всегда и при любых условиях так, чтобы заслужить и сохранить доверие тех, с кем он вступает в контакт.
  • При любых условиях действовать таким образом, чтобы не нарушать интересов всех участвующих сторон и организации, в которой он работает, а также общественных интересов.
  • Исполнять свои обязанности честно, избегать пользоваться такими словами и выражениями, которые могут привести к недопониманию или неясности, а также сохранять лояльность по отношению к своим клиентам и нанимателям, бывшим и нынешним.
  • Не ставить правду в зависимость от каких-то требований.
  • Воздерживаться от распространения информации, не основанной на проверенных и подтвержденных фактах.
  • Не участвовать в любом предприятии или начинании, которое является неэтичным, бесчестным или способным нанести ущерб достоинству человека и его чести.
  • Не использовать методы манипулирования и способы, направленные на создание у человека подсознательных устремлений, которые он не может контролировать по собственному желанию и, таким образом, не может держать ответа за действия, предпринятые на основе этих устремлений.

ЕВРОПЕЙСКИЙ КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ (ЛИССАБОНСКИЙ КОДЕКС).

Кодекс был одобрен Генеральной Ассамблеей Европейской конфедерации PR (CEPR) в Лиссабоне 16.04.1978г. и дополнен 13.05.1989г. Почти все европейские ассоциации PR являются членами CEPR, поэтому настоящий кодекс обязателен для всех ее членов.

Раздел I. Критерии и нормы профессиональной квалификации практических работников PR, налагаемые на них настоящим Кодексом

1.Каждый профессиональный член (национальной ассоциации), должным образом признанный в соответствии с правилами (национальной ассоциации) и отвечающий целым этого Кодекса, является практикующим специалистом (далее - практик) PR и будет ограничен рамками Кодекса.

Раздел II. Общие профессиональные обязательства.

2. В своей профессиональной деятельности практик PR обязуется уважать принципы, сформулированные во Всеобщей декларации прав человека, и в особенности свободу высказываний и свободу печати, которые в результате дают право личности получать информацию. Он аналогично ручается действовать в  соответствии с общественным интересом и не наносить вреда достоинству или неприкосновенности личности.

3. В своем профессиональном поведении практик PR  должен проявлять правдивость, интеллектуальную чистоту и лояльность.

В частности, он обязуется не использовать комментарий или информацию, которая, по его знанию или убеждению, является ложной или вводящей в заблуждение. В том же духе он должен сохранять осторожность, чтобы избежать использования, даже случайно, практики и методов, несовместимых с этим кодексом.

4. Действия в области PR должны проводиться открыто; они должны без труда идентифицироваться, нести на себе ясный признак их происхождения и не должны иметь тенденции вводить в заблуждение третьих лиц.

5. В отношениях с другими  профессиями и с другими отраслями социальных связей практик PR должен уважать правила и методы, соответствующие этим профессиям или занятиям, насколько они совместимы с этикой его собственной профессии. Практик PR должен уважать национальный Кодекс профессионального поведения и законы, действующие в той стране, в которой он занимается своей профессией, и проявлять сдержанность в стремлении к персональной рекламе.

Раздел III. Определенные профессиональные обязательства по отношению к клиентам и работодателям.

6. Практик PR не должен представлять конфликтующие или конкурирующие интересы без специального согласия заинтересованных клиентов или работодателей.

7. При исполнении своих обязанностей практик PR должен соблюдать предельную осмотрительность. Он должен дорожит профессиональным доверием и, в частности, не должен выдавать никакую конфиденциальную информацию, полученную от его клиентов или работодателей, прошлых, настоящих или потенциальных, или использовать такую информацию без специального разрешения.

8. Практик PR, имеющий личный интерес, который может находиться в противоречии с таковым его клиента или работодателя, должен раскрыть этот факт как можно скорее.

9. Практик PR  не должен рекомендовать своему клиенту или работодателю услуги любой фирмы или организации, в которой он имеет финансовый, коммерческий или иной интерес, без предварительного раскрытия этого интереса.

10. Практик PR не должен заключать контракт со своим клиентом или работодателем, по которому практик не гарантирует определенные количественные результаты.

11. Практик PR не может принимать вознаграждения за свои услуги в форме зарплаты или гонорара, и ни в коем случае он не может принимать другую форму оплаты или иное материальное вознаграждение за поддающиеся количественной оценке профессиональные результаты.

12. Практик PR не должен принимать за свои услуги клиенту или работодателю никакого вознаграждения от третьего лица в виде комиссионных или платежей, кроме  как по соглашению с клиентом или работодателем.

13. В случае, когда выполнение задания по PR, вероятно, может повлечь за собой серьезное должностное преступление и подразумевает поведение, противоречащее принципам настоящего Кодекса, практик PR должен предпринять шаги, чтобы немедленно уведомить своего клиента или работодателя и сделать все возможное для прояснения того, что последнее соответствует требованиям Кодекса. Если клиент или работодатель упорствует в своих намерениях, юрист должен невзирая на это соблюсти Кодекс независимо от последствий, к нему относящихся.

По отношению к общественному мнению и средствам массовой информации.

Дух Кодекса и правил, содержащихся в предшествующих пунктах, особенно в пунктах 2, 3, 4 и 5, непосредственно касается практиков PR с их правом на информацию и, более того, обязанностью обеспечивать информацией в пределах профессиональной конфиденциальности. Он подразумевает также уважение прав и независимость СМИ.

Любая попытка обмана общественного мнения или его представителей запрещается. Новости следует подавать без назначенной или скрытой награды за их использование или публикацию.

16. Если кажется необходимым взять на себя инициативу или контроль за распространение информации в рамках принципов этого Кодекса, практик PR может покупать место или радиовещательное время в соответствии с правилами, практикой и обычаями, принятыми в этой области.

По отношению к коллегам.

17. Практик PR должен воздерживаться от нечестной конкуренции с коллегами. Он не должен ни действовать, ни говорить таким образом, который мог бы привести к обесцениванию репутации или бизнеса такого же практика, что всегда является предметом его служебных обязанностей согласно пункту  19 данного Кодекса.

18. Практик PR должен воздерживаться от любого поведения, которое может нанести ущерб его репутации его профессии. Он не должен причинять вреда своей национальной ассоциации, ее эффективной работе или доброму имени злонамеренными нападками или любым нарушением его устава или правил.

19. Репутация профессии – предмет ответственности каждого из членов. Практик PR обязан не только уважать этот кодекс, но и:

а) помогать становлению Кодекса, делая его все более широко и хорошо известным и понятным;

б) сообщать компетентным дисциплинарным властям о любом нарушении Кодекса, которое стало ему известно;

в) использовать любые действия, находящиеся в его власти, чтобы гарантировать, что постановления по применению Кодекса властями соблюдаются, а санкции применяются.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ОБЛАСТИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ.

Принята на конференции Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) 22 ноября 1994 г. (Москва).

Члены Российской ассоциации по связям с общественностью, основываясь в своей профессиональной деятельности на общечеловеческих ценностях и универсальных правах личности, прежде всего свободе слова, свободе печати и свободе собраний, а также на уважении права человека на свободный доступ к информации, осознавая свою ответственность перед обществом и законом, в том числе за достоверность, точность и четкость распространяемой информации, руководствуясь пониманием важности формирования и внедрения в повседневную практику этических ориентиров и профессиональных стандартов деятельности консультантов или агентств, предоставляющих услуги в области связей с общественностью, а также исходя из назревшей необходимости упорядочить отечественную практику связей с общественностью, придать ей более цивилизованный, профессиональный характер, провозглашают следующие принципы и нормы своей профессиональной и этической деятельности:

Общие профессиональные принципы:

Деятельность консультанта или агентства, предоставляющих услуги в области связей с общественностью, должна исходить из общественного блага и не может наносить ущерб законным интересам, чести, достоинству личности. Участие в любых мероприятиях, ставящих под угрозу интересы общества или преследующих тайные, необъявленные публично цели, решительно отвергается.

Практическая  деятельность консультанта или агентства по связям с общественностью должна строиться на неукоснительном соблюдении принципов точности, правдивости, добросовестности передаваемой информации. Запрещаются любые попытки обмануть общественное мнение, а также использование ложных или вводящих в заблуждение сведений, распространение информации, причиняющей вред третьим сторонам или применение ведущих к этому форм и методов работы.

Для контроля за соблюдением членами Ассоциации этических и профессиональных принципов деятельности в области связей с общественностью планируется создать этическую комиссию РАСО, в задачи которой будут входить: разрешение конфликтных ситуаций в работе с клиентами, консультантами или агентствами по связям с общественностью и принятие по ним соответствующих мер.

Принципы взаимоотношений с клиентами

Консультант или агентство по связям с общественностью предоставляет   сведения о своих клиентах, от имени которых они осуществляют связи с общественностью. В то же время в профессиональном плане они обязаны соблюдать полную конфиденциальность, строго придерживаться принципа секретности информации, полученной от настоящих, бывших и потенциальных клиентов и работодателей.

Консультант или агентство по связям с общественностью обязаны открыто заявить о своих обстоятельствах в случае, если их личные интересы либо обязательства могут вступить в противоречие с интересами их клиента. Они не должны ориентировать своего клиента на деловые связи с фирмами или организациями, в которых они сами имеют финансовые, коммерческие и любые иные интересы, без предварительного объявления о таковых. Недопустимо получение материального вознаграждения в любой форме от третьей стороны за услуги, выполняемые по заказу клиента или работодателя, без согласия на то последних.

Принципы взаимодействия с коллегами по связям с общественностью

В отношениях с коллегами работник по связям с общественностью должен избегать нечестной конкуренции. Он не должен предлагать свои услуги клиенту, если известно, что последний работает с другим членом РАСО. Он не должен умышленно наносить ущерб профессиональной деятельности или репутации другого консультанта, если последний не нарушает этических норм и принципов настоящей Декларации.

ХАРТИЯ ПРИНЦИПОВ СОТРУДНИЧЕСТВА И КОНКУРЕНЦИИ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ УСЛУГ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

(ХАРТИЯ 11).

  • Настоящая Хартия подписана руководителями 11 российских PR-агентств летом 1997 г. и объявлена открытой для присоединения.
  • Основной целью Хартии является формирование ее участниками цивилизованных рамок сотрудничества, взаимодействия и существования в условиях свободного рынка и добросовестной конкуренции.
  • Участники Хартии соблюдают следующие принципы взаимоотношений с клиентами:
  • Участник должен придерживаться честного и откровенного подхода во взаимоотношениях с клиентами.
  • Участник в одном лице не может представлять интересы конфликтующих или конкурирующих сторон, за исключением случаев, когда на то имеется согласие последних.
  • Участник берет на себя обязательство сохранять конфиденциальность сведений, полученных от бывших, настоящих или потенциальных клиентов, за исключением случаев, когда от клиента получено согласие на раскрытие подобной информации.
Проверка слова Все сервисы
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • День словаря
  • Институт Пушкина
  • Фонд Русский мир
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН