«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Наверное, самый главный общий вопрос по пунктуации: знаки пунктуации должны соответствовать акцентам, которые расставляет в своей речи говорящий, или нужно просто соблюдать правила по их постановке? Грубо говоря, если человек произносит фразу "И, конечно, я бы сделал все по-другому" так, что "и" и "конечно" отделены паузой, а другой скажет "и конечно" на одном дыхании, нужно ли это разводить, или с точки зрения пунктуации это будет одно и то же? Где вообще можно прочитать про какую-нибудь общую теорию пунктуации, в которой подобные вещи разъясняются? Очень интересно. Вообще если вы приведете библиографическую ссылку на какие-то современные сборники подобных правил, буду крайне признателен. Или Розенталь по-прежнему актуален и язык с тех пор не изменился в плане пунктуации (больно там примеры все из литературы XIX-XX вв., сейчас так не пишут и не говорят)? Может быть, для журналистов есть какие-то краткие своды современных правил? Простите, что несколько разрозненно изложены вопросы; разрозненность стала еще больше, учитывая, что у вас на сайте стоит ограничение на размер сообщения с вопросами, но в том уж моей вины нет. Если в моих фразах, не касающихся вопросов непосредственно, закрались дополнительные ошибки любого рода, укажите на них, пожалуйста, мне это очень важно. Заранее огромное вам спасибо за труд!

  1. Главная
  2. Русский язык как иностранный
  3. Литература по РКИ

Литература по РКИ

Учебники

  1. Аникина М. Н. В Россию с любовью. Начинаем изучать русский. Учебное пособие по русскому языку. – М.: Дрофа, 2014. – 142 с. http://www.ozon.ru/context/detail/id/31773666/ (фрагмент книги)
  2. Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А. Дорога в Россию: учебник русского языка (элементарный уровень). – М.: ЦМО МГУ им. Ломоносова;  СПб.: Златоуст, 2013. – 344  с.
  3. Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А. Дорога в Россию: учебник русского языка (базовый уровень). – М.: ЦМО МГУ им. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2011. –  256 с.
  4. Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А. Дорога в Россию: учебник русского языка (первый уровень): в 2 т. – М.: ЦМО МГУ им. Ломоносова;   СПб.: Златоуст, 2012 . –  200 с. / 184 с.
  5. Аркадьева Э. В., Горбаневская Г. В., Кирсанова Н. Д. Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка: В 2 ч. – М.: Флинта. – 2001 –  2006.
  6. Афанасьева Н.А. Палитра стилей : учебное пособие по стилистике русского языка для иностранцев. – СПб.: Златоуст, 2012. – 116 с.
  7. Афанасьева Н.А. и др. Русское слово. Учебный комплекс по русскому языку для иностранцев. Элементарный уровень. – М.: Академия, 2006. – 184 с.
  8. Бердичевский А. Л. и др. Диалог с Россией. Учебный видеокурс для продвинутого этапа. – СПб.: Златоуст, 2002. – 88 с.
  9. Бердичевский А. Л. и др. Приятного аппетита! Учебное пособие для среднего этапа. – СПб.: Златоуст, 2002. – 80 с.
  10. Бердичевский А. Л., Голубева А. В. Контакты. Учебник. – СПб.: Златоуст, 2014. – 180 с.
  11. Богомолов А. Н., Петанова А. Ю. Приходите!.. Приезжайте!.. Прилетайте!.. – СПб.: Златоуст, 2013. – 104 с. http://linguistics-online.narod.ru/prikhodite-priezzhajte-priletajte.pdf (вся книга в формате PDF)
  12. Бондаренко А. А. Здравствуй, русский язык! Учебное пособие для учащихся-иностранцев: Начальный этап обучения. - М.: Просвещение, 2002. – 272 с.
  13. Булгакова Л. Н., Захаренко И. В., Красных В. В. Мои друзья падежи: Грамматика в диалогах. – М.: Русский язык. Курсы, 2014. – 216 с.
  14.  Буре Н., Быстрых М. Учим русский язык. Лингводидактический тренажер: Люблю тебя. – МИРС, 2013.
  15. Величко А. В. Когда есть о чём поговорить, или Предложения фразеологизированной структуры в русской речи: учебное пособие для иностранных учащихся. – СПб.: Златоуст, 2016. – 188 с. 
  16. Власова Н. С. Русский язык как иностранный. Малышам (для дошкольников и младших школьников). Учебник для детей русскоязычных эмигрантов. Типография Гутенберг, 2004 – 2011. – 163 с. http://www.russianwomenmagazine.com/russian/books/kids.pdf (фрагмент книги)
  17. Власова Н. С. Русский язык как иностранный. Базовый курс – 1(с поурочным словарем на английском и немецком языках). Учебник для детей русскоязычных эмигрантов. Типография Гутенберг, 2007, 2009. – 204 с.
  18. Власова Н. С., Бельская Л. Л. Русский язык как иностранный. Базовый курс − 2. Учебник для школьников, живущих в нерусскоязычном окружении. Типография Гутенберг, 2008- 2009. – 132 с.
  19. Власова Н. С., Бельская Л. Л. Русский язык как иностранный. Продвинутый курс − 1. Учебник для школьников, живущих в нерусскоязычном окружении. Типография Гутенберг, 2006-9. – 163 с.
  20. Вольская Н.П. Можно? Нельзя? Практический минимум по культурной адаптации в русской среде. – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 48 с.
  21. Геркан И.К. Русский язык в картинках. Сборник упражнений для начального этапа. – М.: "Прогресс", 1977. – 235  с.
  22. Глазунова О.И. Давайте говорить по-русски! Учебник по русскому языку. – 5-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 2003. – 336 с.
  23. Глазунова О. И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Морфология. – СПб.: Златоуст, 2012. – 424 с.
  24. Глазунова О. И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Синтаксис. – СПб.: Златоуст, 2011. – 416 с.
  25. Голубева А. В. и др. Русский язык для гостиниц и ресторанов (+ 2CD). – СПб.: Златоуст, 2016. – 200 с.
  26. Дьяков И. М. Рассказ-сенсация. В помощь изучающим русский язык (и не только для гваделупцев). CreativeSpace Publishing, 2013. – 164 с.
  27. Загребельная М. Мой русский друг: начальный курс русского языка с иллюстрациями: учебник + CD. – СПб.: Златоуст, 2011. – 144 с.
  28. Игнатова И.Б., Андреева С.М., Мордас С.Б. Практическая грамматика для иностранных студентов. –  СПб - Белгород, 2006. – 184 с.
  29. Каленкова О.Н. Уроки русской речи. – М.: Русский язык. Курсы, 2013. – 96 с.
  30.  Клементьева Т. Б., Чубарова О.Э. Приключения Лены и Миши. Книга-игра. – М.: Русский язык. Курсы, 2007, 2014. – 144 с.
  31. Крючкова Л. С. и др. Говорим по-русски без переводчика: интенсивный курс по развитию навыков устной речи. – М.: Флинта, 2012. – 176 с.
  32. Курлова И.В. Приключения иностранцев в России: рассказы для чтения и обсуждения. – М.: Русский язык. Курсы, 2009. – 136 с.
  33. Куцерева-Жаме А. М., Китадзё М. Спасибо!: начальный курс русского языка. – СПб.: Златоуст, 2010. –  192 с.
  34. Лазарева О. А. Я сдаю тест ТРКИ–TORFL: Практические рекомендации для подготовки к сдаче теста по русскому языку как иностранному. – СПб.: МИРС, 2009. – 85 с.
  35. Ласкарёва Е. Р. Прогулки по русской лексике. – СПб.: Златоуст, 2010. – 224 с.
  36. Ласкарёва Е. Р. Чистая грамматика. – СПб.: Златоуст, 2012. – 336 с.
  37. Максимова А. Л. 10 уроков русского речевого этикета. – СПб.: Златоуст, 2003. – 104 с. https://mybook.ru/author/a-maksimova/10-urokov-russkogo-rechevogo-etiketa/reader/?ref_partner=livelib_read (фрагмент книги)
  38. Метс Н. А., Маркина М. А. Русский? Легко! Самоучитель русского языка. Для говорящих на английском языке. – М., 2005. – 167 с. http://www.ozon.ru/context/detail/id/31773448/ (фрагмент книги)
  39. Метс Н. А. Трудные аспекты русской грамматики для иностранцев. – М.: ГИРЯ им. А. С. Пушкина, 2010. – 256 с.
  40. Миллер Л. В., Политова Л. В., Рыбакова И. Я. Жили-были… 28 уроков русского языка для начинающих: учебник. - 10-е изд. –  СПБ.: Златоуст, 2012. –  152 с.
  41. Миллер Л. В., Политова Л. В. Жили-были… 12 уроков русского языка. Базовый уровень: учебник. – 5-е изд. – СПб.: Златоуст, 2011. –  200 с.
  42. Надеждина О. Новая Россия: 127 живых диалогов и самые важные глаголы для общения. – МЦ РКИ, 2014. – 144 с.
  43. Новикова Н.С., Щербакова О.М. Удивительные истории. 116 текстов для чтения, изучения и развлечения. – М.: Флинта: Наука, 2010 – 2016. – 368 с.
  44. Парецкая М. Э., Шестак О. В. Современный учебник русского языка для иностранцев (+ CD). – М.: Флинта, 2014. – 472 с.
  45. Пухаева Л. С., Ольхова Л. Н. Обновленная Россия. – СПб.: Златоуст, 2007. http://www.ozon.ru/context/detail/id/31819210/ (фрагмент книги)
  46. Родимкина А., Ландсман Н. Россия: день сегодняшний. Тексты и упражнения. – СПб.: Златоуст, 2008. – 232 с.  http://www.ozon.ru/context/detail/id/33637364/ (фрагмент книги)
  47. Скороходов Л. Ю., Хорохордина О. В. Окно в Россию: учебное пособие по русскому как иностранному для продвинутого этапа. В двух частях. Часть первая. – СПб.: Златоуст, 2009 – 192 с.
  48. Скороходов Л. Ю., Хорохордина О. В. Окно в Россию: учебное пособие по русскому как иностранному для продвинутого этапа. В 2 ч. Часть вторая. – СПб.: Златоуст, 2010. – 264 с.
  49. Солодуха Л. В. Спрашивайте и отвечайте. Пособие для изучения русского языка иностранными гражданами. –  Одесса, 2015. – 52   с.
  50. Тананина А. В. Я тебя люблю! Выражение чувств и эмоций в русской речи. – СПб.: Златоуст, 2011. – 108 с.
  51. Хавронина С. А. Говорите по-русски: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2014. – 319 с. http://www.ozon.ru/context/detail/id/31773561/ (фрагмент книги)
  52. Хавронина С. А., Широченская А. И. Русский язык в упражнениях. –  М., 1969 (или любое др. изд.). – 172 с.
  53. Хамраева Е. А., Иванова Э. И. Давайте познакомимся. Русский язык как иностранный. Уровень А2. – М: Дрофа, 2014. – 129 с.
  54. Чернышов С. И. Поехали! Русский язык для взрослых. Начальный курс. – СПб: Златоуст, 2013. – 280 с.
  55. Чернышов С. И., Чернышова А. В. Поехали! Русский язык для взрослых. Базовый курс: в 2 т. –  СПб.: Златоуст, 2014.
  56. Чубарова О.Э. Глаголы движения. Пособие-игра по русскому языку. –  М.: Русский язык, 2009. – 24 с.
  57. Эсмантова Т. Л. Русский язык: 5 элементов: уровень А 1 (элементарный). – СПб.: Златоуст, 2011. – 320 с.
  58. Эсмантова Т. Л. Русский язык: 5 элементов: уровень А 2 (базовый). – СПб.:  Златоуст, 2011. –  328 с.
  59. Эсмантова Т. Л. Русский язык: 5 элементов: уровень В 1 (базовый - первый сертификационный. – СПб.: Златоуст, 2011. – 340 с.

Методика преподавания РКИ

  1. Акишина А. А., Акишина Т. Е. Учимся учить детей русскому языку (в помощь родителям и учителям). – М.: Русский язык. Курсы, 2013. – 200 с.
  2. Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного. – М.: Русский язык. Курсы, 2005. – 256 с.
  3. Бердичевский А. Л., Никитенко З. Н., Хамраева Е. А. Как преподавать русский язык двуязычным детям: методическое пособие для учителей. - М.: Фонд "Русский мир", 2015. - 239 с.
  4. Битехтина Н. Б., Горбаневская Г. В. и др. Методическая мастерская. Образцы уроков по русскому языку как иностранному. – М.: Русский язык. Курсы, 2010. – 176 с.
  5. Власова Н. С. Методика преподавания РКИ детям. Учебник для преподавателей русского языка в нерусскоязычной среде. – GUTENBERG, Хайфа, 2010. – 192  с.
  6. Живая методика: Для преподавателя русского языка как иностранного / Кол. Авторов ГИРЯ им. А. С. Пушкина. – М.: Русский язык. Курсы, 2009. – 336 с.
  7. Капитонова Т. И., Московкин Л. В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. – СПб.: Златоуст, 2006. – 272 с.
  8. Кирейцева А. Н. Азбука тестирования. Практическое руководство для преподавателей РКИ. – СПБ.: Златоуст, 2013. – 184 с.
  9. Книга о грамматике. Русский язык как иностранный. Под ред. А. В. Величко. Изд.3, испр. и доп. – М.: URSS. ru, 2009. –  648 с. http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?blang=ru&id=109252&lang=Ru&page=Book#FF0 (аннотация и оглавление книги)
  10. Колесникова А. Ф., Успенская И. Д. и др. Лексика. Грамматика: Учебник для зарубежных преподавателей. – М.: Русский язык (Русский язык заочно), 1986. – 280 с. 
  11. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. – М. : Флинта, 2011. – 480 с. http://www.studfiles.ru/preview/2455247/ (электронная версия книги)
  12. Пассов Е. И. Русское слово в методике. – СПб.: МИРС, 2008. – 60 с.
  13. Пассов Е. И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем. – СПб.: Златоуст, 2009. – 124 с.
  14. Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Русский язык для дошкольников: учебно-методическое пособие для двуязычного детского сада. – 2-е изд. – СПб.: Златоуст, 2011. – 320 с.
  15. Розанова С. П. Преподавателям РКИ: Сто сорок семь полезных советов. Учебно-методическое пособие. – М.: Наука, Флинта, 2015. – 240 с.
  16. Русский язык за рубежом. 1967 – 2016 http://www.russianedu.ru/magazine/archive.html (архив выпусков журнала)
  17. Сосновски В.,. Тульска-Будзяк М. С Россией на «ты»! – М.: Русский язык. Курсы, 2014. –  224 с. http://rus-lang.ru/books/284 (фрагмент книги)
  18. Сурыгин А. И. Педагогическое проектирование системы предвузовской подготовки иностранных студентов. – СПб.: Златоуст, 2008. – 128 с.
  19. Федотова Н. Л. Методика преподавания русского языка как иностранного (практический курс). – СПб.: Златоуст, 2013. – 192 с.
  20. Федотова Н. Л. Методика преподавания русского языка как иностранного. Задачник к практическому курсу. – СПб.: Златоуст, 2013. – 200 с.
  21. Шибко Н. Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей. – СПб.: Златоуст, 2014. – 336 с.
  22. Шкапенко Т., Хюбнер Ф. Русский «тусовочный» как иностранный. – Калининград, 2003. – 200 с.
  23. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. – М.: Высшая школа, 2010. – 334 с. 

Статьи

  1. Власова Н. С. Стереотипы при обучении или новая методика? http://www.russianwomenmagazine.com/russian/books/medhod.htm
  2. Власова Н. С. Одиннадцать мифов о преподавании русского языка детям. http://www.russianwomenmagazine.com/russian/books/myths.htm
  3. Каленкова О. Н. Уроки русской речи. http://rus4chld.pushkininstitute.ru/articles/uroki_rus_rechi.pdf
  4. Калита И. В. «Поговорим шершавым языком». Особенности обучения русскому языку как иностранному в чешском вузе. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2014. Том 13, выпуск 9: Филология, ISSN 1818-7919, с. 37-41.
  5. Калита И. В. Билингвизм как проводник социокультурной компетенции. // Искусство и педагогика: теория, методика, практика. Владимир, ISBN 978-5-9984-0245-6, 2012, 357 с., с. 138—145. 
  6. Стрельчук Е. Н. Песня как одно из средств развития русской речевой культуры иностранных студентов..http://vestnik.yspu.org/releases/2011_1pp/38.pdf 
  7. Колесникова Л. Н.  РКИ в современном лингвокультурном пространстве. http://yspu.org/images/b/b4/KolesnikovaLN.pdf
  8. Молчановский В. В. Профессиональные качества языкового сознания преподавателя русского языка как иностранного. http://ru.convdocs.org/docs/index-94819.html
  9.   Хромов С. С. Русский язык как неродной в информационном образовательном       пространстве современной России. http://philology-and-culture.kpfu.ru/?q=system/files/35_1.pdf

 

Библиотека ИРЯК СПбГУ 

Библиография журнала «Русский язык за рубежом» 

Издательства

http://www.zlat.spb.ru/  («Златоуст», СПб)

http://www.rus-lang.ru/ («Русский язык». Курсы)

http://www.flinta.ru/books.php?bs=5 («Флинта», раздел каталога «Русский язык как иностранный»)

Проверка слова Все сервисы
  • Фонд Русский мир
  • Словари 21 века
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • День словаря
  • Институт Пушкина