«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Слитно или раздельно: энерго-сбыт?

Доброго времени суток! Подскажите, пожалуйста, верно ли в данном четверостишии отсутствует запятая перед последним словом ("и цветам"). Если да, то какое правило здесь действует? Давайте радоваться звездам, Луне, и солнцу, и ветрам, И винограда спелым гроздьям, Веселым песням и цветам.

Собранный материал будет передан в Управление по обеспечению деятельности административной комиссии муниципального образования для дальнейшего рассмотрения и вынесения штрафных санкций. Корректно ли?

  1. Главная
  2. Новости

Рерихи. Интеллектуальный квартет планетарного масштаба

Семья Рерихов может служить великолепным образцом интеллектуального, творческого и душевного единства. Николай Рерих, его жена Елена, сыновья Юрий и Святослав смогли употребить свои таланты во благо человечества и оставили после себя богатейшее научное и культурное наследие.

Каждый век в истории человечества как новый виток в спирали развития. Рывок неизменно связан с кризисами и довольно болезненным процессом слома старого, отжившего. Как правило, мыслители, чья жизнь приходится на переломные эпохи, стараются разобраться в происходящем и помочь людям в обретении душевного равновесия. Сто лет назад такую функцию «упорядочивания пространства» взял на себя Николай Константинович Рерих, оставивший заметный след в мировой культуре и философии.

Перед нами фамильный герб Рерихов. Кажется, что на нем изображен человек с пером в руке. Может быть, в роду были летописцы, архивариусы?.. Увы, изыскания в области ономастики подсказали более простое объяснение геральдическим символам.

Герб Рерихов

Фамилии Rohrer, Röhrer, Roerich и им подобные являлись «территориальными именами» и давались по происхождению в соответствующей местности или по владению ею. Однокоренные германские географические названия были у речки (Röhrike) и поселения (Röhrchen), они упоминаются еще в 1268 г. Двумя веками позже род Röhrer (или Röehrer) с похожим гербом отметился в летописях Баварии и Померании, а затем в Геттингене и Силезии. Röerich в переводе на латинский язык -  Calaminus от Calamus – «трость, камыш». Так что мужчина на гербе держит стебель камыша, и внизу на изображении мы видим камыши, растущие в воде. Были, согласно историческим источникам, в этом роду владельцев камышовых зарослей и рыцари, и теологи, и странствующие студенты, и преподаватели университетов, так что без преувеличения в жилах Рерихов текла древняя благородная кровь смельчаков, интеллектуалов и путешественников.

Если говорить о ближайших родственниках, то, без сомнения, следует упомянуть легендарного дедушку Фридриха Рериха (1800-1905). На русский манер звали его Федором Ивановичем, и был он губернским секретарем в Лифляндии, а его отец Иоханн - владельцем имения около латвийского города Либавы. Н. Рерих вспоминал: «Мой дед Фёдор Иванович жил сто пять лет. Очки не носил, да ещё курил беспрестанно так, что его называли “рекламой для табачной фабрики”». Этот легендарный дед даже на закате жизни писал дорогому внуку письма собственноручно. Тон этих посланий говорит как о высоком интеллекте, так и о чувстве юмора старика. Вот небольшой отрывок из написанного по-немецки письма по поводу женитьбы любимого внука: «Мой хороший Николай! Поздравляю тебя с 6-м декабря, днём твоего ангела, и желаю тебе долгого здоровья, благополучия и всего наилучшего в браке! И в придачу, смятую постель и порядочную скатерть, чтобы стол не был пустым в твоём новом хозяйстве, где тебя ожидает счастливое будущее, до которого я уже не доживу... Прими ещё раз мои сердечные, наилучшие пожелания блага для вас обоих. Хочу заручиться твоими действиями и при случае иметь радость увидеть твою любимую жену. Моя старая жена и дочь Лаура со всей сердечностью сообщают тебе свою полную любви приверженность с приветом и поцелуем. Твой тебя любящий 98-летний старый дедушка Фридрих Рерих. Рига, 3 декабря 1901 года».

Возможно, именно артефакты, обнаруженные в кабинете дедушки, послужили толчком для возникновения у Н. Рериха интереса к раскопкам, археологическим изысканиям и древним манускриптам.

«Всё у дедушки особенное. Нравятся нам кресла с драконами. Вот бы нам такие в детскую! Хороши у дедушки часы с длинной музыкой. В шкафах с разноцветными стёклами книги с золотыми корешками. Висят чёрные картины. Одна, кажется нам, давно висит вверх ногами, но дедушка не любит, чтобы у него что-нибудь трогали. Много приятных вещей у дедушки. Красный стол можно вывернуть на десять фигур. Можно перебрать цветные чубуки в высокой стойке. Можно потрогать масонские знаки (не даёт надевать) и ширмы со смешными фигурами. А когда дедушка бывает добрый и нога у него не болит, он откроет правый ящик стола. Тут уж без конца всяких знатных вещей. А сам-то дедушка какой маленький! Беленький, беленький! Полюбили мы бегать к дедушке после всяких занятий. Рады мы дедушке». Но если дед бывал чем-то недоволен, он превращался в строгого старика и даже становился выше ростом: «Дедушка к себе велят идти. Сердитый дедушка. Высокий, серый такой, колючий. Не угадать по нему сделать. Всё-то он лучше всех знает. Всё, что было при нём, лучше всего. Всё должно быть так, а не иначе. Ругает и всё что-то требует». Но такое бывает редко, и образ любимого деда в воспоминаниях Н. Рериха весьма позитивен. Очень значимая фигура, опора. «Пусть дедовы законы лягут в основу, но лишь в основу, строения будущего», - писал Рерих в своих заметках в 1913 году.

Еще одна значимая персона - бабушка по материнской линии, Татьяна Ивановна Коркунова-Калашникова. Происходила она из купеческого рода и была, по выражению Н. Рериха, «исконной псковичкой». С местами, где родилась и жила бабушка, связан рано возникший интерес Н. Рериха к старине и археологии. Н. Рерих вспоминал «Остров, древний псковский город на реке Великой... старинный дом с большим заросшим садом. Нижний этаж белый каменный, а верхний и чердак деревянные, охряные, со ставнями и белыми наличниками…». В запущенном саду бабушки много ягод, но еще больше репейника, с которым, как с драконом, сражался отважный Николенька, вооружившись деревянным мечом.

В Острове Псковской губернии родилась и мать Н. Рериха, Мария Васильевна Калашникова. Там же в октябре 1860 г. в Троицком соборе она обвенчалась с Константином Фёдоровичем Рерихом, служащим агентства железных дорог. Невесте было 16 лет, жениху 21 год. К тому времени Константин Рерих успел поучиться в Санкт-Петербургском технологическом институте, потом, «не окончив курса наук юридического факультета», поработать кассиром и бухгалтером на Придворной эполетной фабрике Е. Д. Битнера в Петербурге. Женившись, Константин Фёдорович продолжил трудиться в Обществе Российских железных дорог сначала на должности рисовальщика, а затем занялся учетом финансов, стал приходорасходчиком и старшим счетоводом. Характеризовался как человек высоконравственный, несущий службу «с полным усердием и совершенным знанием дела». Позднее молодая семья перебралась в Петербург, где К. Рерих открыл нотариальную контору. В семье появились дети: дочь Лидия (1867), сыновья Николай (1874), Владимир (1882) и Борис (1885).  Летом 1900 года после тяжелой борьбы с недугом умер К. Рерих. Был он, по воспоминаниям Н. Рериха, человеком довольно строгим, скупым на эмоции, что отражалось не лучшим образом и на жене, и на детях, которым не хватало отеческого тепла.

Через год после смерти отца старший сын четы Рерихов Николай женился на Елене Шапошниковой.  Отношения в их семье строились по иному принципу: в лице жены молодой супруг обрел настоящую музу, друга, соратника и вдохновителя.

Елена родилась в 1879 году в семье известного петербургского архитектора Ивана Шапошникова. Была начитанна и образованна, владела несколькими иностранными языками, увлекалась философией и литературой, с отличием окончила Мариинскую гимназию, имела музыкальное образование. Н. Рерих и Е. Шапошникова впервые встретилась в Бологом в имении археолога Павла Путятина в 1899 году. Рерих воспринял эту встречу как судьбоносную: «В летнее время уже шли раскопки, исполнялись поручения Археологической комиссии. Во время одной такой раскопки, в Бологом, в имении кн. П.А. Путятина я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость!»

Елена стала для Рериха идеальной парой: с ней можно было обсудить и философские идеи, и сюжеты картин, и маршруты для экспедиций. Всё, что Рерих создавал в тандеме с женой, он воспринимал как своеобразное сотрудничество, творческое взаимодействие: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское». Елена Ивановна участвовала в археологических изысканиях, например, в Центрально-Азиатской экспедиции, проходившей под руководством Н. Рериха в 1923–1928 годах. Рерих восхищался стойкостью духа своей жены: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она». Когда после экспедиции Рерихи обосновались в долине Куллу в западных Гималаях, они основали Институт гималайских исследований «Урусвати», вице-президентом которого по праву была избрана Елена Рерих. Вместе с мужем она реализовала множество творческих проектов, в том числе разработала религиозно-философское учение «Живая этика». Святослав Николаевич Рерих, характеризуя мать, сказал, что «её жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям». Он утверждал, что для всех, кто близко соприкасался с Еленой Ивановной, духовное общение с ней было «живым утверждением высших истин предвечной правды».

Супруги Рерихи жили и работали вместе четыре десятилетия, вырастили двоих сыновей, ставших настоящими сподвижниками родителей, продолжателями их дела. Юрий, родившийся в 1902 году, с детства интересовался историей, в 1920 году поступил на отделение индийской филологии в Гарвардском университете. Знал языки народов Европы и Средней Азии, был знатоком культуры и истории Южной Азии, возглавлял Сектор философии и истории религии Индии в Институте востоковедения Академии наук СССР, создавал труд «История Средней Азии». Николай Рерих гордился сыном, отдавал должное его уму и считал его потенциал важным для политики, науки и культуры: «…индолог, санскритист, тибетолог и монголист, не только глубоко изучивший источники, но и владеющий языками, — небывалое соединение, так нужное при возросшем значении Азии».

«Вчетвером мы составляем единое целое», - писал Святослав Рерих. Он родился в 1904 году в Петербурге, рано проявил интерес к живописи и естественным наукам. Родители всячески поощряли сыновей в их изысканиях. Так, С. Рерих вспоминал, что Елена Ивановна, поддерживая интерес сыновей к орнитологии и зоологии, «доставала все нужные книги, которые только могла найти, покупала чучела птиц, собирала коллекции насекомых, жуков». Зная об увлечении младшего сына минералогией, она помогала ему создавать коллекцию «всевозможных уральских и других камней».

В 1919 году Святослав Рерих поступил в Королевскую академию искусств в Лондоне, где изучал архитектуру, затем продолжил образование по этой же специальности в Колумбийском университете. Живописные полотна С. Рериха не раз демонстрировались на выставках. Николай Рерих, пристально следивший за творчеством младшего сына, писал в своем дневнике в 1935 году: «Если сравнить его достижения за последние годы, то можно увидеть, как неустанно совершенствуется та же основная песнь красок. Форма и раньше была четкой и выразительной. Краски были сильны, но сейчас с каждым годом вы изумляетесь прозрачности и возвышенности этих красочных сочетаний... В каждой картине Святослава есть то, что выявляет индивидуальность мастера».

Свое предназначение Рерихи видели в служении людям, и их сотворчество и взаимное дополнение много тому способствовали. «Жизнь нашей семьи - это была жизнь в труде. Все мы каждый в своей области трудились, но все работали всегда вместе. Вчетвером мы составляли единое целое и помогали друг другу. Это позволило нам узнать очень многое, собрать и дать другим», - писал Святослав Рерих

С. Рерих, помимо живописных, создал немало удачных портретных работ, в том числе изображений отца и матери, очень точно передающих их характеры. Многие картины Святослава Рериха посвящены любимой Индии и людям, способствовавшим развитию этой страны. Хорошо известны портреты премьер-министра Джавахарлала Неру и его дочери Индиры Ганди, выполненные С. Рерихом в свойственной ему авторской манере. Любовь С. Рериха к Индии проявилась даже в том, какую спутницу жизни он себе выбрал. В 1946 году он «породнился с индийской культурой», женившись на Девике Рани, индийской киноактрисе, внучатой племяннице литератора Рабиндраната Тагора. Как и его старший брат Юрий, Святослав Рерих трудился в Институте гималайских исследований «Урусвати», где руководил естественно-научным отделом, постигал тонкости тибетской медицины.

Наследие Рерихов весьма значимо и многогранно. В этой семье каждое последующее поколение продолжало начатое предшественниками. Их всемирность проявлялась не только в интернациональном составе семейства, но и в смелом следовании собственному пути на благо человечества. Художники, археологи, философы, ученые, писатели, путешественники, общественные деятели и самоотверженные слуги просвещения, они представляют собой настоящий феномен культуры. Один только Николай Константинович Рерих создал около семи тысяч картин, его литературное наследие составляет тридцать томов. Принадлежа к эмигрантской интеллигенции, он вел активную переписку с ключевыми фигурами науки и культуры своего времени, озабоченными судьбой России, обсуждал пути её развития, был знаком с идеями евразийства.

Н. К. Рерих создавал декорации для русского театра, расписывал храмы, осуществлял педагогическую деятельность, способствовал развитию Школы Императорского общества поощрения художеств в Петербурге, создавал философские и социально значимые эссе на злобу дня… Он нашел свой путь в философии и создал Пакт в поддержку культуры во время войн и международных конфликтов, направленный на защиту и сохранение произведений искусства как достояния человечества. Работая в России, Европе, Америке и Азии, Н. Рерих сделал очень много для укрепления взаимопонимания между людьми и странами, оставив после себя яркий след, который до сих пор не померк. 

 

Автор: Тамара Скок


Публикация создана в рамках совместного проекта порталов «Современный русский» и «Евразия сегодня», приуроченного к 25-летию создания Евразийской медиагруппы. Проект «На языке добра» посвящен людям, оказавшим большое влияние на формирование единого евразийского социокультурного пространства.

Проверка слова Все сервисы
  • Грамота ру
  • Фонд Русский мир
  • Словари 21 века
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Институт Пушкина