Портал международного проекта «Современный русский» содержит целый ряд разножанровых материалов, представляющих интерес для тех, кто хотел бы знать больше о личности Федора Михайловича Достоевского и о том периоде, когда писатель находился в Сибири.
Достоевский – всемирный писатель, и для многих зарубежных читателей его произведения – это способ лучше понимать людей вообще и себя в частности. Сложные неоднозначные эмоции, переживания, накал страстей, слабости и заблуждения, тревожные метания, поиск себя – всё это весьма привлекательно для вдумчивого читателя. Даже те, кто только осваивает русский язык и культуру, очень хотят знать о писателе больше. Когда в проекте «Современный русский» состоялась первая виртуальная встреча со студентами из Бразилии, они высказали пожелание следующую беседу посвятить творчеству Достоевского. Так состоялся телемост «Россия - Бразилия» под названием «Три города в творческой судьбе Достоевского».
Межконтинентальная встреча с преподавателями и студентами кафедры русистики гуманитарного факультета бразильского Университета Сан-Паулу прошла при содействии Омской телевизионной компании на площадке международного пресс-центра МКР-Медиа. В ходе телемоста удалось познакомить иностранных студентов с истоками творчества великого писателя, этапами его жизненного пути, показать «постепенное перерождение убеждений» и рассказать о трёх городах в судьбе Ф. М. Достоевского: Москве, Омске и Санкт-Петербурге. В подготовке материалов к международному телемосту приняли участие сотрудники литературных музеев этих городов, интервью можно увидеть на нашем портале.
Памятник Ф. М. Достоевскому на территории бывшей Омской крепости. Установлен в 2001 году. Скульптор С. Голованцев, архитектор А. Каримов. Изображение: Анна Рыжкова © ИА Красная Весна
Нахождение Ф. М. Достоевского на каторге в Омском остроге оставило мощный след в жизни и творчестве писателя. Этот сложный период, по словам самого автора, стал залогом его нравственного перерождения и послужил основой для создания в будущем целого ряда произведений. Мультимедийный образовательный ресурс «Ближе к России. Омск», созданный в проекте «Современный русский» при грантовой поддержке фонда «Русский мир», включает в себя несколько материалов, рассказывающих о пребывании Достоевского в Сибири. В разделе «Литературный вернисаж» это целый цикл текстов и заданий для тех, кто изучает русский язык как иностранный и хочет больше знать о творчестве великого писателя: «Омская каторга Достоевского», «Образ сибирской реки в творчестве Ф.М. Достоевского», «Перерождение убеждений», «Копеечка Достоевскому», «Памятники Достоевскому в Омске».
Об уникальном издании «Записок из Мёртвого дома», приуроченном к 200-летию Ф. М. Достоевского, можно узнать из публикации «Окно в мир». Книга, изданная в Омске ограниченным тиражом, продумана до мельчайших деталей (весьма символичных) и сделана совершенно особенным образом. От обложки до закладки, от великолепных иллюстраций до выбора бумаги – всё имеет особый смысл. Г. Кичигин, Заслуженный художник России, создавший серию портретов персонажей Мертвого дома, отмечает, с каким мастерством писатель воссоздаёт характеристики героев, как умело находит краски для каждого, отражая типичное и оригинальное.
М. М. Бахтин, выдающийся русский философ и литературовед. Изображение: visit-orel.ru
Развитие этой мысли можно проследить и в публикации «Жизнь как сложный поступок», рассказывающей о творческом методе М. Бахтина. В статье нельзя было обойтись без обращения к произведениям Достоевского, ведь, по мнению ученого, писателю удалось создать существенно новый жанр – полифонический роман, в котором наравне с автором (а не по его только воле) живут, говорят, мыслят разные личности, выражают свою позицию, свой взгляд на происходящее. «Мир Достоевского глубоко персоналистичен, - пишет Бахтин. - Всякую мысль он воспринимает и изображает как позицию личности». Следовательно, у каждого героя есть право на то, чтобы поступать по собственной воле, право на голос, право на собственное мнение, которое существует в романе наряду с авторским, а не подвергается препарирующему и уничижительному разбору.
А. Ф. Кони, действительный тайный советник, член Государственного совета Российской империи, почётный академик Санкт-Петербургская академия наук по разряду изящной словесности, доктор уголовного права Харьковского университета, профессор Петроградского университета.
Известный российский юрист, публицист и литератор Анатолий Федорович Кони в своем очерке о Ф. М. Достоевском высоко оценил вклад писателя в реформирование судебной системы и встал на защиту тех его литературных героев, к коим «необходимо проявить милость». На нашем портале размещена публикация под названием «Адвокат Раскольникова», предлагающая вашему вниманию сокращенный вариант очерка. В нем проблема преступления и наказания осмысливается с разных точек зрения. Часть текста, посвященная разбору преступления Раскольникова, звучит как адвокатская речь во время суда, яркая, горячая, убедительная. Более того, всем отклоняющимся поведенческим линиям других персонажей Достоевского Анатолием Федоровичем Кони дано детальное определение.
Как известно, писатель не оставался в стороне от других социальных проблем. В статье «Как писатели женский вопрос решали» можно найти мнение Ф.М. Достоевского, который эмансипацию поддерживал, но был против революционных мер в достижении благородной цели. Справедливо полагая, что общество пока не готово здраво воспринимать идеи равноправия женщин и мужчин, писатель меж тем был уверен, что постепенно этот острый социальный вопрос разрешится сам собой, надо только подождать, пока произойдут изменения в общественном сознании.
Школьники и студенты, самые активные читатели нашего портала и справочного ресурса ask.fm/russian, нередко обращаются в проект с просьбой порекомендовать литературу и даже в характерной манере спрашивают: «Достоевский – норм?». Как видно из текста вопроса, классика, вопреки устоявшемуся мнению и несмотря на отдаленность во времени, вызывает у школьников интерес, и Достоевский – один из самых популярных авторов. Приведем несколько примеров подобных обращений (сохранен авторский стиль): «Достоевский "Подросток" в 14 норм?», «Можно в 15 "Преступление и наказание" прочитать?», «Что из Достоевского, кроме "Преступления и наказания" (эту уже прочла), можно почитать в 17 лет?», «Что читать мальчику 11 лет, знакомство с Достоевским в каком возрасте и с какими произведениями?». Ответ на последний вопрос воспроизведем (вдруг кому-то еще пригодится): «Для знакомства с творчеством Достоевского Ф. М. рекомендуем найти авторский сборник "Детям". Он включает в себя отрывки из повестей и романов писателя. Сборник вышел в серии "Школьная библиотека" (М., Детская литература, 2000 г.) и состоит из следующих фрагментов: "Записки Вареньки Доброселовой" (из романа "Бедные люди"), стр. 31-54. "Неточка и Катя" (из романа "Неточка Незванова"), стр. 55-92. "Рассказ Нелли" (из романа "Униженные и оскорбленные"), стр. 93-105. "Мальчик у Христа на ёлке" (рассказ из "Дневника писателя", январь 1876 г.), стр. 106-111. "Мужик Марей" (рассказ из "Дневника писателя", февраль 1876 г.), стр. 112-115. "В барском пансионе" (из романа "Подросток"), стр. 116-123. В сборник также вошли отрывки из романа "Братья Карамазовы": "Илюшечка", "Школьники", стр. 124-131. "В семействе штабс-капитана Снегирева", стр. 131-150. "Коля Красоткин", стр. 150-169. "Жучка", стр. 169-177. "У Илюшиной постельки", стр. 177-194. "Доктор", стр. 194-204. "Проводы", стр. 204-215».
Среди собранных на нашем портале сайтов о русских литераторах, есть ссылка на ресурс, посвященных жизни и творчеству Ф.М. Достоевского: fedordostoevsky.ru. В нем можно найти сочинения автора, его биографию и воспоминания, перечень музеев, кино- и видеоматериалы, а также значимые литературоведческие исследования и фотоархив.
К юбилею писателя мы подготовили тест, проверьте, насколько хорошо вы знаете Достоевского и его творчество.
Тамара Скок