«Нескучный русский»
выпуск 250
Вопрос-ответ

КлалА или клАла? Как правильно?

  1. Главная
  2. Русский язык для всех и каждого
  3. Словари
  4. Школьные словари

Школьные словари

Словари для начальной школы

Гуркова И. В.
Морфемно-словообразовательный словарь. Как растёт слово?
(1–4 классы)

Морфемно-словообразовательный словарь (1–4 классы) представляет собой многофункционльное издание, включающее не только справочную информацию, но и игровые задания.
Он содержит около 800 словообразовательных гнёзд, где впервые показан механизм словообразования с традиционным выделением всех словообразующих морфем. Словарь включает
илюстрированные игровые задания, а также специальные обучающие упражнения для развития и закрепления навыков словообразовательного и морфемного анализа слов. Словарь может
использоваться в начальных классах во всех типах школ на уроках и факультативных занятиях по русскому языку.

Байкова Т. А.
Словарь ударений. Как правильно произносить слова?
(1–4 классы).

Т. А. Байкова — автор учебников и тетрадей для самостоятельной работы по русскому языку для начальной школы, соавтор федерального учебно методического комплекта «Перспективная начальная школа».
Словарь ударений (1–4 классы) содержит свыше 700 актуальных для младших школьников слов, где постановка ударения зачастую вызывает трудности. Чтобы ударение в слове было проще запомнить, в качестве иллюстраций автор приводит цитаты из любимых детских стихов. Впервые в лексикографии использована перспективная методика запоминания: в особенно сложных и часто употребляемых словах
ударная гласная представляет собой ассоциативный рисунок.
Словарь включает также иллюстрированные игровые задания и тренировочные упражнения для каждого класса, которые помогут учителю в ходе уроков или факультативных занятий закрепить у учащихся на выки правильной постановки ударения.
Словарь адресован учащимся начальной школы, а также их родителям и учителям русского языка и литературы.

Зотова С. В.
Универсальный словарь. Как писать и говорить правильно?
(1–4 классы) - (Настольные словари школьника)
ISBN 978-5-462-01215-0

Универсальный словарь (1–4 классы) содержит более 350 слов, входящих в обязательный минимум программы для младшей школы. Эти слова традиционно называют «словарными», потому что их написание вызывает наибольшие трудности. Чтобы сделать процесс запоминания максимально эффективным, в словарных статьях используются разные цвета. Зрительную память ребёнка активизируют также игры с «трудными» словами на специальных разворотах.
Грамматическая информация, значение, интересные примеры из любимых детских произведений, синонимы, антонимы, фразеологизмы, ряд наиболее употребительных однокоренных слов, исторический комментарий — такая широта информации позволяет решать одновременно разные задачи: повышать уровень грамотности, расширять словарный запас и развивать речь, активизировать читательскую деятельность младших школьников.
Этот уникальный словарь станет надёжным помощником ребёнку в течение всего обучения в начальной школе. Методическое приложение (учебные задания с ответами) может быть успешно использовано как учителями на уроках русского языка, так и школьниками и их родителями самостоятельно.

Словарь содержит свыше 6000 слов всех частей речи, в которых школьники очень часто делают ошибки. Словарь поможет школьнику понять причину этих ошибок, воспринимать слово не отдельно, а в группе слов, ему подобных, предотвратить повторение ошибок во всех словах такой группы. В словаре даются необходимые грамматические сведения, большое количество сравнений, сопоставлений слов и их грамматических форм, пояснений и примеров. Рекомендации написания слов определяются действующими правилами орфографии.

Словарь соответствует ФГОС общего образования и предназначен для учащихся средней и старшей школы, учителей разных предметных областей, родителей; будет полезен при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Словари для старшей школы

Словарь содержит свыше 3 500 наиболее употребительных слов русского языка, в которых часто нарушаются нормы постановки ударения, произношения звуков и образования грамматических форм. Включены также и новые слова, появившиеся в русском языке недавно и не выступавшие еще предметом нормативной оценки. Представлены варианты нормы, а также там, где это необходимо, даются грамматические пометы, грамматические формы заголовочного слова и толкования. Почти все словарные статьи снабжены поэтическими примерами, и это делает словарь уникальным. Многочисленные цитаты из классической русской поэзии с помощью рифмы не просто подкрепляют нормативные указания, но и способствуют их лучшему запоминанию. Впервые в школьной лексикографии показано, как орфоэпические нормы менялись исторически: приводятся устаревшие варианты; описаны варианты, употребляющиеся ограниченно: в разговорной речи, в профессиональном общении, в диалектах.
Словарь соответствует ФГОС общего образования и предназначен для учащихся основной школы, учителей русского языка и литературы, родителей; будет полезен при подготовке к сдаче ОГЭ, а также поможет всем, кто хочет грамотно говорить по-русски.

Гольберг И. М., Иванов С. В.
Словарь грамматических трудностей русского языка 

(5–11 классы). — (Настольные словари школьника).
ISBN 978-5-462-01248-8

Как образовать форму множественного числа слова «дно»? Почему слово «биеннале» может относиться к любому из трёх родов? Как правильно: «езжай» или «поезжай»? Ответы на эти и многие другие вопросы даёт «Словарь грамматических трудностей русского языка». Словарь поможет учащимся разобраться в такой непростой области русского языка, как грамматика. Алфавитный указатель в конце словаря облегчает поиск нужных слов.
Словарь может быть использован как на уроках русского языка, так и во внеклассной работе. Он будет полезен самому широкому кругу читателей.

Морфемно-словообразовательный словарь подготовлен ведущими специалистами в области филологии и методики преподавания русского языка — дром филол. наук, проф.Т. В. Поповой и учителем I категории Е. С. Зайковой. Словарь включает около 600 слов. Они были взяты из упражнений учебников, входящих в федеральный перечень. Впервые для каждого слова проводится морфемный и словообразовательный анализ, что помогает учащимся разобраться в этих сложных темах. Также к каждому слову дано лексическое значение и морфологическая характеристика. Словарь предназначен для учащихся средней школы и учителей русского языка, необходим при подготовке к сдаче ЕГЭ.

Словарь содержит свыше 6000 слов всех частей речи, в которых школьники очень часто делают ошибки. Словарь поможет школьнику понять причину этих ошибок, воспринимать слово не отдельно, а в группе слов, ему подобных, предотвратить повторение ошибок во всех словах такой группы. В словаре даются необходимые грамматические сведения, большое количество сравнений, сопоставлений слов и их грамматических форм, пояснений и примеров. Рекомендации написания слов определяются действующими правилами орфографии.

Словарь соответствует ФГОС общего образования и предназначен для учащихся средней и старшей школы, учителей разных предметных областей, родителей; будет полезен при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Баско Н. В., Зимин В. И.
Фразеологический словарь русского языка
(5–11 классы)


Словарь содержит около 1000 фразеологических оборотоврусского языка, включая фразеологизмы, входящие в обязательный для школьников фразеологический минимум. В словаре даются объяснения значений русских фразеологизмов, показываются особенности их употребления в речи, раскрывается история происхождения наиболее интересных по значению единиц. В качестве иллюстративного материала используются цитаты из русской классической литературы, литературы конца ХХ – начала ХХI в., из российской прессы и примеры из современного речевого обихода.
Словарь адресован учащимся средних общеобразовательных школ, лицеев, колледжей, учителям словесникам, учащимся    иностранцам, изучающим русский язык и литературу.
Словарь будет также интересен и полезен самому широкому кругу читателей, которые интересуются русской фразеологией и культурой и стремятся сделать свою речь богатой, образной и выразительной.

Как произнести правильно: звони<т или зво<нит? Жалюзи< или жа<люзи?
Брю[н’е<]т или брю[нэ<]т? На эти и многие другие вопросы поможет ответить.Орфоэпический словарь русского языка.. Он содержит более 8000 слов, в том числе те, что входят в обязательный акцентологический минимум и включены в задания по орфоэпии единого государственного экзамена по русскому языку.

Помимо информации о нормативном произношении, в словаре даются сведения об устаревших формах, встречающихся в русской классической литературе, а также отражаются живые языковые процессы: приводится старшая норма, постепенно уходящая, и младшая норма, идущая ей на смену.
В пособии используется знакомая учащимся система знаков транскрипции.

Словарь предназначен для учащихся 9–11 классов общеобразовательных и профильных школ, учителей русского языка. Он может быть использован на уроках русского языка, при самостоятельной подготовке к экзаменам, а также тогда, когда произношение какого-либо слова вызывает трудности.

Баско Н. В., Андреева И. В.
Словарь православной лексики в русской литературе XIX–XX вв

ISBN 978-5-462-01326-3

Как благовест отличить от перезвона? Какую церковь называют домовой? Почему ко Дню Сорока Мучеников выпекают булочки в виде жаворонков? Разобраться в этих и многих других вопросах поможет «Словарь православной лексики в русской литературе XIX–XX вв.», ведь слова, относящиеся к русской церковной культуре, часто остаются непонятными читателям русской классики.
В словарь включено более 1000 слов церковно-богослужебного обихода, словарные статьи снабжены толкованием слов,  интересными сведениями, а также примерами из произведений русской литературы XIX–XX вв.
В приложениях дается информация о главных православных праздниках, а также званиях и титулах в Русской Православной Церкви.

БерезовичЕ.Л., ГалиноваН.В.
Этимологический словарь русского языка
(7–11 классы). 

Почему библиотека называется библиотекой, а каникулы – каникулами? Откуда в нашем языке появилось слово студент?
Этимологический словарь русского языка (7–11 классы) подробно объясняет происхождение около 1600 слов, как исконных по происхождению (они унаследованы русским языком из праславянского), так и заимствованных. В интересной и доступной форме дается история слов, увлекательно
описываются их исторические изменения в звучании и значении. Большинство словарных статей построено гнездовым способом, где наглядно прослеживаются неожиданные родственные связи между различными на первый взгляд словами: например, портфель оказывается дальним
родственником фольги, а здоровье состоит в родстве с деревом, ведьма с невестой.
Словарь предназначен для использования как на уроках русского языка, так и во внеклассной работе. Он может быть интересен также самому широкому кругу читателей.

Проверка слова Все сервисы
  • Словари 21 века
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Грамота ру
  • День словаря
  • Фонд Русский мир