«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Что значит "майна", когда на стройке кричат?

Как правильно писать, филантром или фелантроп?

как правильно отработанных или отработавших газов?

  1. Главная
  2. Новости

Учим говорить по-русски

Об уникальном образовательном интернет-пространстве международного проекта МКР-Медиа «Современный русский» пойдет речь на конференции в МГУ.

Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям организует II научно-практическую конференцию «Учимся говорить по-русски. Проблемы современного языка в электронных СМИ». Конференция пройдет 27-28 сентября и будет посвящена обсуждению языка детских и юношеских теле- и радиопередач, а также аналогичных сегментов сетевой коммуникации.

Цель конференции – охарактеризовать особенности использования языковых средств в электронных СМИ; типологизировать отступления от системы норм; наметить комплекс мер, направленных на повышение культурно-речевого уровня СМИ, ориентированных на молодёжную аудиторию; разработать научно-методические основы и практические способы обеспечения лингвистической безопасности молодежи в современной медиакоммуникации.

В рамках конференции будет организована работа нескольких круглых столов актуальной тематики:

  • «Детские познавательные программы на отечественном ТВ: достижения и проблемы» (модераторы: Лобашов Р.А., старший преподаватель кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, креативный продюсер и шеф-редактор телевизионных проектов; Толоконникова А.В., доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ).
  • «Лингвоэтические и правовые проблемы русского языка в теле- и радиоэфире и в интернете» (модератор: Кара-Мурза Е.С., доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ, эксперт ГЛЭДИС, член Медиалингвистической комиссии Международного комитета славистов, РОПРЯЛ).
  • «Роль ТВ и радио в языковой социализации детей и молодежи» (модераторы: Круглова Л.А., доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ; Ломыкина Н.Ю, доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ).
  • «Онлайн-СМИ для детей и подростков: русский язык в цифровой среде» (модератор: Толоконникова А.В., доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ).
  • «Язык и речевое поведение в современном телерадиоэфире для детей и молодежи» (модераторы: Славкин В.В., доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ; Тихонова О.В., старший преподаватель кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ, выпускающий редактор на телевидении).
  • «Взаимодействие психологов и журналистов в процессе создания программ для детей» (модератор: Аникина М.Е., доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ).
  • «Школьные онлайн-СМИ как часть образовательного процесса» (модераторы: Платонова Д.В., доцент кафедры социологии массовых коммуникаций, заместитель декана по внеаудиторной работе факультета журналистики МГУ, заместитель руководителя учебно-методического центра медиаобразования; Погосян Т.Ж., старший преподаватель кафедры теории и экономики СМИ, координатор программы «Медиаобразование» на факультете журналистики МГУ).

 

О роли образовательного интернет-пространства международного проекта МКР-Медиа «Современный русский», который учит всех желающих правильно говорить по-русски, пойдет речь на одном из круглых столов конференции. Это уже второй визит «Современного русского» на журфак МГУ. Первый состоялся в феврале 2015 года, когда проект, популяризирующий грамотность и культуру речи, получил приглашение принять участие в научной дискуссии «Язык СМИ и культура», организованной МГУ в рамках научного семинара «Актуальные проблемы стилистики». Заинтересованной аудитории этого мероприятия – филологам, журналистам, деятелям культуры – был представлен опыт информационно-просветительского проекта «Современный русский», активно помогающего всем страждущим (в том числе и начинающим журналистам) в освоении тонкостей русской филологии.

Сегодня одной из основных и самых активных пользовательских аудиторий проекта «Современный русский» является молодежь. Взаимодействие с ней осуществляется в основном в интернет-среде, поэтому в проекте были разработаны уникальные и разнообразные электронные образовательные ресурсы, удобные для использования в дистанционном образовании российских и зарубежных пользователей: онлайн-консультации сотрудников экстренной лингвистической помощи, лингвострановедческие материалы по РКИ, методические статьи и рекомендации экспертов, удобные своды правил, справочные сервисы, электронные малоформатные словари и справочники, подборки радиопередач и видеосюжетов о тонкостях русской этимологии и грамматики…

В ходе конференции в этом году будут обсуждаться следующие актуальные проблемы:

- речевая культура электронных СМИ в целом;

- особенности речи журналистов телекомпаний в детских и молодежных программах;

- возможности электронных СМИ в формировании словарного запаса студентов и школьников;

- проблемы использования молодежью ненормативной лексики в электронных СМИ;

- роль заимствований в речевой практике электронных СМИ, рассчитанных на молодежную аудиторию;

- критерии оценки речевой культуры электронных СМИ и средства ее оптимизации для молодежной аудитории.

К участию в пленарном заседании конференции приглашены представители Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации, представители Российской академии образования, члены Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители Министерства образования и науки Российской Федерации, представители руководящего состава  и журналисты федеральных телерадиокомпаний, ученые-филологи научных и образовательных организаций, представители общественных организаций.

Фото: ac-msu.ru

Проверка слова Все сервисы
  • Фонд Русский мир
  • Словари 21 века
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • День словаря
  • Грамота ру