«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Здравствуйте, подскажите, правильно ли расставлены запятые? 1. Просторный, чуть завышенный кверху силуэт с плавной линией рукава.

МастерскИ или мАстерски? Как правильно?

Четвертьфинал или четверть-финал?

  1. Главная
  2. Новости

Что читают наши футболисты?

Сайт о книгах, чтении и литературе "Горький" опровергает мнение о том, что футболисты - это ограниченные люди, не любящие читать.

 

Артем Ребров, ФК «Спартак»

Из детских книжек запомнился только «Волшебник Изумрудного города», а так — читать не любил. Но заставлять читать в детстве, думаю, все равно стоит. Какой-то минимум. Классику, например. А дальше ребенок уже сам поймет, нравится это ему или нет.

Интерес к книгам проснулся где-то на втором курсе института. Тогда прочитал «Мастера и Маргариту», «Преступление и наказание», «Обломова» — наверстывал упущенное, особенно на сборах. Там, кстати, и втянулся: было много свободного времени, а я не фанат компьютерных игр. Отец дал с собой какие-то приключения, сейчас уже не вспомню, что за произведение. Но книга меня увлекла. С тех пор стал читать, понял, насколько это здорово. Сейчас беру на сборы по две-три книги.

Сначала читал классику, интересовался у родителей, что лучше. Потом перешел на то, что модно, что на слуху. Но этот опыт не очень понравился: далеко не все пошло, что называется. Зачитался историей; помню, Мединского изучал. Увлекся иностранной литературой. Так и приобщился к чтению.

Книгу на бумаге, мне кажется, не заменит ничто, конечно. Даже ее запах доставляет удовольствие. Хотя аудиоформат тоже использую: очень удобно слушать, когда за рулем. Раньше как-то не было любимых книг. Но когда прочитал «Американскую трагедию» и «Трилогию желания» Драйзера, понял, что лучшего еще не читал. Книга постоянно держит в напряжении. Показана вся жизнь человека, его взлеты, падения, как добивается своих целей, но в итоге это гонка ни к чему не приводит.

Нравится, когда прочитанное можно применить в жизненных ситуациях. Часто оказываешься в какой-то компании — и с людьми интересно просто общаться, с тобой есть о чем поговорить, что обсудить. Книги — прекрасная тема для разговора. Бывало, что приходилось удивлять собеседников знанием прочитанного. Глаза у них округлялись, конечно: для них это было в диковинку. Как это?! Спортсмены, футболисты — ограниченные люди, читать вроде как не должны.

Случалось, книга не шла вначале, а потом там разворачивался сюжет просто огонь. Поэтому до конца дохожу всегда. Были книги, прочитав которые я понимал, что больше не возьму в руки этого автора, но все равно дочитывал. Иногда утомляет, когда описывается каждая былинка, каждая травинка — как у Толстого. Великий писатель — вопросов нет, но по мне — немного нудновато. Анна Каренина та же. Хочется динамики. Но каждый человек должен прочитать определенные книги, чтобы хотя бы понять и сделать свой вывод.

Это классика, конечно. Она формирует понимание. Если не знаешь, с чего начать, — начни с классики. А дальше будет понятно, куда двигаться: углубляться в нее или нет. Там уже одно за другое цепляется, и становится понятно, что тебе нужно почитать: Акунина, который захватывает и легко идет, или что-то посерьезнее. Вот у меня Солженицын лежит, «Архипелаг ГУЛАГ», никак не прочитаю и не знаю, смогу ли, — уж очень непростая книжка.

 

Михаил Кержаков, ФК «Зенит»

Книги мне рекомендует мой товарищ. Он постарше меня лет на пятнадцать. У него большая библиотека, он всегда в курсе новинок или, наоборот, каких-то редких экземпляров. С ним и обсудить прочитанное интересно.

Вообще не могу сказать, что я суперчитающий человек. Просто, бывает, в руки попадается какая-нибудь книга, начинаешь читать и уходишь в нее с головой — не оторваться. Или другой вариант: начинаешь читать, но не идет и все, а через полгода проглатываешь на одном дыхании. Читаю не только на сборах. Бывает, и перед игрой, чтобы успокоиться или отвлечься. Воспринимаю только бумагу. От электронных глаза болят, а аудио как-то не пошли у меня.

Если зацепила какая-то книга, то в интернете нахожу рекомендации на ту же тематику или того же автора, смотрю отзывы и тоже — в свою библиотеку. В школе был склонен к гуманитарным наукам. По программе читал что-то, еще исторические какие-то — о Петре I, о монгольском нашествии. Помню давали список литературы на лето: когда уезжал к бабушке — брал их с собой. Мама за этим следила, контролировала мою учебу, пока не отправился в спортивный интернат. В детстве, мне кажется, обязательно надо заставлять читать. Развивает воображение, память, речь, избавляет от слов-паразитов.

Вообще, какой-то минимум неплохо бы прочитать всем. Пусть и не в детстве. «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского, «Войну и мир» Льва Толстого. Классику хотя бы. Из последнего очень впечатлила «Плаха» Чингиза Айтматова. Просто фантастика! Читаю разные жанры. Люблю книги о Великой Отечественной войне, о сталинском периоде истории — например, «Обитель» Захара Прилепина. Нравятся «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова, «Мой лейтенант» Даниила Гранина — очень сильные произведения. А «Блокадную книгу» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, думаю, необходимо прочитать каждому жителю Санкт-Петербурга, чтобы понимать, насколько тяжело было в этом городе в блокаду, что пережили люди.

Еще читаю вратарские биографии. О Льве Яшине, Иво Викторе — чешском вратаре 1970-х годов. Следующая будет о Буффоне — «Номер 1». На мой взгляд, книга всегда лучше фильма. Вот читал серию Стивена Кинга «Темная башня», так недавно вышедший фильм — какая-то пародия. С другой стороны, фильм может заинтересовать. Книгу «Мотылек» Анри Шарьера захотелось прочитать после того, как посмотрел фильм со Стивом МакКуином и Дастином Хоффманом. Книга, конечно, намного ярче. Ни в какое сравнение. Очень живо представляешь себя на месте героя — на островах, в одиночке, побег.

Когда читаешь книгу, у тебя выстраивается в голове своя картина, лица персонажей. А в фильмах, как правило, все не так, не совпадает с твоим видением. И это разочаровывает.

 

Алексей Никитин, ФК «Уфа»

Любовь к чтению не зависит от того, спортсмен ты или нет. Мои бабушка, мама, сестра — учителя русского языка и литературы. Видимо, у меня предрасположенность к книгам на генном уровне. Хотя плотно читать стал только в осознанном возрасте, лет с восемнадцати.

В школе изучал, конечно, какие-то вещи по программе, но не запоминал, а главное — не понимал ничего. Хотя, конечно, чтение в школе развивает. Но меня мало что цепляло. Помню только была серия каких-то ужастиков — книг пятьдесят. Вот их проглотил взахлеб лет в двенадцать-тринадцать. Пожалуй, вот и весь мой детский опыт.
А в восемнадцать что-то щелкнуло — стал читать. Жанры любые, кроме фантастики. Несмотря на то, что, она, говорят, развивает воображение. Не могу себя заставить — вообще не захватывает. Остальное читаю все — русскую и иностранную классику, современную литературу, различные мотивационные книги для личностного роста. Про лидерство, например, — как преуспеть в карьере.

Поэзию очень люблю. Особенно о Великой Отечественной. Симонов для меня вне конкуренции. Многие его стихи могу прочитать наизусть. Специально ничего не учил. Когда-то скачал два его концерта 1970-х годов, еще черно-белых, и пересматривал много раз. Так и запомнились сами собой. «Дожди», например, или «Хозяйка дома».
Любимые книги тоже о войне. «В списках не значился» Бориса Васильева, «Горячий снег» Юрия Бондарева. Сейчас читаю «Живые и мертвые», опять-таки Симонова. Пока хорошо, очень нравится.

Перечитал всего Ремарка. «Триумфальная арка» впечатлила просто до дрожи. Осталось очень сильное впечатление. Он, конечно, описывал войну с другого фронта, но это не важно. Главное, что человек чувствовал в тех условиях, когда был пешкой в руках людей, которые говорили ему: «Иди убивай». Тонкая тема.

Жанры стараюсь чередовать. Если прочитал о войне, следующая книга будет про путешествия, например. Кстати, тоже нравится. Потом принимаюсь за классику. Нет такого, что читаю книги одной тематики подряд. Это тяжело. Хуже воспринимается. Необходим свежий взгляд.

Покупаю книг пять–семь за раз. Чтобы у меня всегда был выбор. По мере прочтения пополняю запасы и воспринимаю только бумагу. Электронные вообще не могу. Дочитываю до конца практически все. Редко случается, что нет. В прошлом году начал «Нефть: в поисках энергии» [Дэниела Ергина]. Она большая — страниц восемьсот. Половину прочитал, поехал в отпуск, а ее не взял. И как отрезало — сбился и начал другую. Так и лежит.

Книги иногда перечитываю. Вот недавно, в третий раз, «Мартина Идена» Джека Лондона. Его же «Волка». Ремарка: «Три товарища», «Время жить и время умирать», «Искра жизни» про концлагеря. Мотивационные книги тоже перечитываю. Например, есть книга «Делай как чемпион». Листов сто; и на каждой странице — интервью с чемпионом Олимпиады или мира, которые рассказывают, какие шаги они предпринимали для победы. У каждого своя уникальная история.

Прочитанное обсуждаю с мамой, когда видимся. Я рассказываю, что прочитал; она — что дает своим ученикам в колледже по программе. С друзьями — иногда; но, честно говоря, футболистов среди них не очень много.

Мне кажется, что нет таких книг, которые обязательно должны прочитать все. У каждого свое мировоззрение, взгляд на жизнь, склад ума и все остальное. Каждый должен найти что-то свое и получать удовольствие от книг. Иначе тяжело. Вот у меня товарищ сейчас получает второе высшее. У них идет какой-то курс, и за две недели они должны прочитать одну книгу. Не художественную — по специальности. На каждый учебник — две недели. Он говорит — это тяжело, потому что не интересно. И это понятно: от книги ты должен кайфовать. У тебя нет сроков, никто не заставляет, тебе просто очень интересно. А тема у каждого может быть своя.

Бывает, что я не читаю неделю, дней десять, а потом за две недели три книги. Обычно волнами. В отпуске почти не читаю, не идет. Хочется ощутить отдых. А на сборах — очень много. Там же тренировка, сон, отдых — все занятия. Сериалы я не особо люблю. Поэтому за две недели две книги точно выбираю.

Фильмы после книг нравятся меньше, конечно. Самый яркий пример — «Код да Винчи» Дэна Брауна. Книга вообще про меня. А фильм разочаровал. Портрет Дориана Грэя прочитал недавно. Девушка говорит: «Посмотри фильм». Я отнекиваюсь. Не хочу портить впечатление.

В фильме прорабатывается гораздо меньше деталей. В книге характер героя раскрывается полностью: взгляды, мотивы. Какая-нибудь ситуация может быть описана на пяти страницах, а в кино сцена пролетает за три секунды. Даже не понимаешь, что герой думал, чувствовал в этот момент. Упускается много тонких, но важных моментов.

Не думаю, что надо заставлять читать. Ну кроме каких-то совсем базовых вещей. Все должны знать историю своей страны. Хотя бы по минимуму. И всем книги помогают развивать язык. Если у тебя сложности с этим — читай. Это помогает овладеть языком, лучше его понимать, чувствовать его и не позорить.

 

Игорь Киреев, ФК «Мордовия» (Саранск), финалист Кубка России 2017/2018 г. в составе «Авангарда» (Курск)

Читаю по вдохновению и при наличии времени, которого, мне кажется, не хватает. Стараюсь, чтобы какая-то книга всегда была под рукой. Бывает, читаю постоянно, а бывает, нужна пауза. Это когда прочитаешь что-то из научно-популярных серий. Как недавно после книги о Гурджиеве.

Когда выбираю, что почитать, — советуюсь с женой, с друзьями, смотрю отзывы в интернете. Еще моя задача — прочитать побольше классики, восполнить школьные пробелы — много там пропустил. У меня была замечательная учительница литературы, но она ничего не могла со мной сделать: мне было неинтересно, и я был поглощен футболом с утра до вечера. Наверное, в школе важно взаимодействие учителя и родителей. Ребенка книгой все-таки надо увлечь.

А сейчас заинтересовался благодаря жене. Она читала всегда, а мне не хотелось выглядеть в ее глазах неучем. Бывало, обсуждали какую-то книгу в компании, а я молчал. Мне это не нравилось, да и супруга где-то подталкивала — объясняя, что это важно. Я всегда это понимал, просто начать было сложно.

Книга, которая подвигла меня, в том числе к чтению, — это «Монах, который продал свой „Феррари”» Робина Шармы. Она легкая, и тогда она оказалась тем, чем нужно. Сейчас, наверное, подобные мотивационные книги мне не требуются уже, но тогда да. Кстати, очень сильная книга для того, чтобы развить в себе стремление к обучению, — «Мартин Иден» Джека Лондона.

Читаю разные жанры. Из любимых — «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма, очень нравится Айн Рейнд: «Источник» и «Атлант расправил плечи». Хорошо, что прочитал именно в такой очередности. Наверное, «Атланта» сразу было бы тяжело, а «Источник» более легкий. Он о том, что существуют люди, следующие стереотипам, строящие свою жизнь по желанию других. В итоге они живут чужой жизнью и не могут быть счастливы. И я был таким же: хотел нравиться, но не себе, а другим. А есть другие: следующие тому, что интересно им, не подстраивающиеся под чужие взгляды, не ожидающие чьего-то одобрения, живущие так, как чувствуют они. Мне это очень помогает в жизни и в отношениях с людьми. Жить стало намного проще.

Для футбола, бывает, читаю какую-то мотивирующую литературу, которая помогает мне достать из себя еще больше, хотя я и так на максимуме работаю. Но по большому счету — мне кажется, книги и футбол не слишком связаны. Знаю много людей, которые за всю жизнь прочитали одну-две книги, но они очень хорошие футболисты.
Какой-то минимум, который должны прочитать все, наверное, есть. Я думаю, что и сам пока его не прочитал. Кроме Айн Рейнд, включил бы в него «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова, «Войну и мир» Льва Толстого, другую классику.

Чтение вообще развивает. Сравниваю себя до чтения и сейчас — моя речь стала куда обширнее. Когда не читал, то буквально не мог связать двух слов. Я и сейчас не слишком хорошо говорю, если сравнивать меня с людьми, от речи которых сам не могу оторваться. Книги как раз и дают кругозор и словарный запас, учат проще относиться к жизни. С читающими людьми всегда приятно общаться.

Все мы крутимся вокруг одних и тех же проблем, о которых писали и сто, и двести лет назад. Вопросы те же, но мы думаем — это что-то уникальное. А можно и не столкнуться с проблемой, просто прочитав книгу. Те же «Три товарища» — там же про дружбу, верность. У меня, например, с друзьями сейчас все хорошо, но, возможно, в детстве она бы мне очень пригодилась.

Кроме художественной литературы — научно-популярную, биографии. Вот сейчас Моуринью на очереди, ждет меня. Носитель текста значения не имеет, но в основном на телефоне или планшете. Могу что-то и отложить: я не из тех, кто, если взял книгу, то дочитает вне зависимости от того, нравится или нет. Возможно, закончу, но в другое время. Заинтересовавшись каким-то вопросом, — наоборот, могу прочитать достаточно быстро. Вот, например, в один момент мне нужно было разобраться с религиями, и я прочитал «Все религии мира» Померанцева. Закрыл для себя много вопросов. Просто озадачился, чем отличаются разные конфессии, ведь, по сути, ничем — все ведут к одному, и не важно, кто ты.

Сейчас задумываюсь о том, чем буду заниматься после завершения карьеры футболиста. Пока не знаю, время еще есть. Поэтому стараюсь впитывать знания из разных сфер, в том числе с помощью книг. Наверное, все-таки свяжу себя со спортом, в нем я достаточно много знаю. Перейти совсем в другую сферу сложнее: получается это с нуля, и я не успею стать лучшим специалистом. А я бы хотел — если делать что-то, то на максимуме. Поэтому я за обучение до конца жизни. А какое обучение без книг?

 

Михаил Осинов, старший тренер молодежного состава ФК «Ростов»

Если честно, художественную литературу читаю мало. Но профессиональную, конечно, приходится. Можно всю жизнь отыграть в футбол, но такие книги заставляют почувствовать себя мальчишкой. Потому что узнаешь элементарные вещи. Например, на какие группы мышц работаешь, как это правильно объяснить ребятам. Тренер обязан знать такие вещи, хотя бы азы.

Когда играл в футбол, вообще не задумывался о многом. От меня требовалось одно — выходить на тренировку и делать то, что требует тренер. А теперь я сам в этой шкуре. Теперь я определяю требования, задаю нагрузку детям, молодым ребятам. Конечно, приходится учиться.

В главных командах РФПЛ есть, например, тренеры по физподготовке — специально обученные люди, которые знают это направление от и до. Всегда подскажут: где нагрузку снизить, где увеличить, как ее правильно распределить. А у меня в молодежной команде, естественно, таких экспертов нет: поэтому приходится во многом разбираться самому.

Детство мое было футбольным — читал мало. Конечно, что-то заставляли. Кроме профессиональной литературы, читаю биографии футболистов и людей, связанных со спортом. Например, «Уроки лидерства» Алекса Фергюсона. Очень познавательная история. О том, как он становился тренером, как работал в «Манчестер Юнайтед», как находил общий язык со звездными игроками. Каждый из них — индивидуальность. К каждому нужно найти подход. Человеку, отработавшему двадцать лет в таком большом клубе, есть что рассказать нам, молодым тренерам.

Конечно, такие книги помогают и практически, и психологическ: все пишут, что на первых порах было тяжело. И Месси, и Криштиану. Многие хотели бросить, думая, что это не их дорога. Но если у человека есть сила воли, какая-то цель, обязательно надо к ней идти, ползти — рано или поздно получится, если, конечно, ты трудолюбивый человек. Истории больших спортсменов мотивируют, не позволяют впасть в уныние.

Они все прошли через большой труд. Ни у кого не было так: родился — раз, и стал великим. Спорт — тяжелый труд. Это ежедневная изматывающая работа. И когда что-то не получается, и хочется опустить руки, приходится находить мотивацию и продолжать тренироваться. Такие книги помогают.

В нужные моменты я и ребятам привожу примеры таких биографий или из своей жизни что-нибудь рассказываю. О том, что все начинали с малого. Что и у вас есть шанс зацепиться, показать себя, поездить на сборы с первой командой. А если ты заиграл в Премьер-лиге — это все: ты обеспеченный человек, ты обеспечишь свою семью, детей, друзей.

Есть, конечно, и другой вариант — пойти на завод и работать с восьми до шести. Или в области шоферить. На хлеб, молоко хватит. Это тоже тяжелый труд, он везде такой. Нигде не бывает легко. Поэтому если выбрал футбол, то будь добр отдаваться ему на все сто процентов.

Источник: gorky.media

Проверка слова Все сервисы
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Институт Пушкина
  • День словаря
  • Грамота ру
  • Фонд Русский мир