«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Поясните, пожалуйста, нужно ли ставить точки в аббревиатуре Ф.И.О. и где об этом можно прочитать. Спасибо.

Воронка продаж помогает увидеть, на каком этапе теряются покупатели. Здесь точно ставится запятая ?

Аббревиатуры неизменны или все-таки модифицируемы с помощью соответствующих окончаний? Конкретный пример: МИД будет всегда или МИДа, МИДу и так далее? ВУЗ вроде везде ВУЗа, ВУЗу и так далее. Есть какое-то общее правило на этот счет?

  1. Главная
  2. Новости

Смотри, слушай, учись!

Живое общение - одна из важнейших целей для большинства изучающих языки. Говорение же неразрывно связано с аудированием как неотъемлемым компонентом живой речи. В настоящее время большинство специалистов по методике преподавания иностранных языков указывают на важность упражнений по развитию данных навыков. Русский язык в этом смысле не исключение.

К сожалению, многие преподаватели пренебрегают рекомендациями методистов и полагают, что студенты занимаются аудированием, лишь слушая голос преподавателя. Для правильного формирования навыков аудирования студенты всех уровней владения языком должны слушать на занятиях разных носителей языка: людей разного возраста и профессий, мужчин, женщин и детей, молодых и пожилых, жителей разных частей России и т.д. Не менее важно разнообразить упражнения по аудированию – слушать песни, смотреть художественные и документальные фильмы, мультфильмы, программы, интервью, новости.

Если упражнения по аудированию сопровождаются видеорядом, это мотивирует студента и помогает ему лучше понять содержание текста, а также развивает его ассоциативную память, позволяя лучше усваивать лексико-грамматические особенности текста.

К счастью, сейчас во многих университетах и языковых школах появились классы, оснащенные современным оборудованием, которое позволяет проводить уроки с использованием видеоматериалов, большое количество которых можно найти в сети Интернет.

Многие полагают, что для студентов начального уровня достаточно аудиоприложения к учебнику. Действительно, современные учебники по русскому языку как иностранному имеют систему упражнений по аудированию с профессионально записанным звуком, которая полностью соответствует методическим рекомендациям специалистов. Эти задания необходимо использовать на уроках, но одновременно нужно приучать студентов к существованию других голосов и интонаций, именно к живой речи.При этом на начальном этапе обучения чрезвычайно важную роль играет фактор мотивации студентов, особенно если речь идет о таком трудном языке, как русский.  Если говорить о конкретных материалах, то могут использоваться песни для детей, связанные с изучением алфавита и падежей (например, из серии «Синий трактор»), а также короткие видео с основными приветствиями и формами поддержания диалога, для этой цели очень хорошо подходят видео из серии «Russian101».  Для изучения лексики могут быть использованы видео «Red Kalinka». К сожалению, качественных видео с коммуникативными темами значительно меньше. Частично данная ситуация связана с тем, что общение на уровнях A1-A2 ограничено. Можно порекомендовать видео коммуникативного курса «Ретур» и видео, являющиеся приложением к учебнику «Live from Russia»(https://www.youtube.com/watch?v=xuX_YDeQ2Gg, https://www.youtube.com/watch?v=HB6ss7vWM2g)..

Видео с песнями из советских мультфильмов - прекрасный способ отвлечь студентов от монотонных грамматических упражнений. Приятный видеоряд, веселые голоса персонажей мультфильмов обязательно настроят студентов на положительный лад.

На следующем, среднем этапе обучения ситуация кардинально меняется, т.к. появляется много возможностей использования разных источников для создания упражнений по аудированию. Можно смотреть со студентами специально созданные преподавателями русского языка видеоматериалы, каких сейчас множество. В частности, мы можем порекомендовать канал преподавателя русского языка Анастасии Семьиной и канал под названием «Easy Russian», который связан в первую очередь с разговорным русским языком. Присутствуют в сети и видеоучебники «Начало» и «Голоса», в которых можно найти большое количество примеров живой русской речи. Однако стоит отметить, что реалии, которые мы в них можем наблюдать, несколько устарели.

Кроме этого, студенты среднего уровня уже могут начинать смотреть неадаптированные короткие отрывки из фильмов, выпуски скетч-шоу (например, «6 кадров») и серии детского киножурнала «Ералаш». При этом преподаватель должен тщательно отбирать нужные серии, которые будут понятны студентам и которые соответствуют общему лексико-грамматическому содержанию урока. Другими словами, видео не должно рассматриваться преподавателем в отрыве от темы урока, а должно дополнять его. В этом отношении видео скетч-шоу «6 кадров» очень удачны, т.к. они уже заранее распределены по коммуникативным темам: «В аптеке», «У врача», «В магазине» и т.п.

Существуют сайты с готовыми упражнениями по коротким видеороликам. Один из таких сайтов «3years».

Отдельно стоит отметить канал, который содержит видео на отработку всех речевых навыков и большое количество качественных видео, посвящённых грамматике русского языка: «Amazing Russian».

На уровне B2 культурно-страноведческий компонент начинает играть особую роль на уроках. Поэтому преподавателю обязательно нужно найти подходящие видео для данного этапа. По нашему мнению, мультфильмы «Мульти-Россия» и «Путешествуй с нами» станут прекрасным дополнением к урокам по страноведению России. На данном уровне студентам также будут интересны короткие видео на разные темы, служащие в основном для расширения лексического запаса. Подойдут, например, видео из серии «Путеводительница», серия «10 глупых вопросов», серия «Неловкие вопросы». Студенты, интересующиеся наукой, могут смотреть каналы «Научпок» и «Галилео».

На уровнях С1-С2 необходимо максимально разнообразить видеоматериал: смотреть фрагменты художественных фильмов, теперь доступные на канале компании «Мосфильм», новости (короткие новостные видео по разным темам можно найти на сайтах основных телевизионных каналов), мультфильмы, разнообразные передачи, документальные фильмы об истории России и пр. Например, мы можем порекомендовать документальные фильмы Л. Парфёнова, фильм «Рождённые в СССР», видео из серии «Пешком по Москве», «Моя любовь – Россия», «Письма из провинции» и др.

Кроме того, на YouTube можно найти огромное количество интересных короткометражных фильмов для уроков со студентами уровня B1-C2. Для этого нужно ввести слова «короткометражный фильм» в окне поиска и найти нужный вам по тематике фильм, который впишется в тему урока и подойдёт студентам по уровню и интересам.

Тщательный отбор видеоматериала для использования на уроках РКИ – важнейшая задача любого современного преподавателя. С каждым днем количество сетевых ресурсов неуклонно растет, но преподаватель обязательно должен быть в курсе всех появившихся новинок. При этом недостаточно просто использовать видеоматериалы на уроках, они должны быть частью разработанной системы упражнений и соответствовать лексико-грамматическому содержанию урока. Предлагая студентам упражнения, основанные на видеоряде, с начального этапа обучения, мы повышаем их мотивацию и интерес к русскому языку. Именно поэтому такого рода задания должны присутствовать на каждом уроке.

Чтобы помочь с поиском видеоматериалов, приведём список ресурсов для студентов с разными уровнями владения РКИ:

Уровни A1-A2

  • Алфавит:

  • Видео школы RedKalinka - лексика, грамматика, разговорные фразы:

https://www.youtube.com/user/russianforfree

  • Russian 101 - разговорные фразы:

  • RussianPod101 - основная грамматика, разговорные фразы:

https://www.youtube.com/user/russianpod101

  • Ретур - разговорные темы:

  • Live from Russia - разговорные темы, страноведение:

 

  • Канал «Amazing Russian». Коммуникативные и грамматические темы (также уровень B1).

Уровень B1

  • Канал Анастасии Семьиной - разговорный русский, коммуникация:

            https://www.youtube.com/user/AnastasiSemina

  • Рубрика «Кстати» - короткие фразы, интересные факты разного рода, практика грамматики и лексики: 

  • Видеокурс «Голоса» - видеоприложение к учебнику «Голоса», реальные речевые ситуации, люди из России говорят на разные темы:

  • Проект «Русский язык за чашкой чая». Культура общения, обычаи.

Уровни В2-С2

  • «Мульти-Россия» - короткие мультфильмы о разных регионах России:

https://www.youtube.com/user/multirussia

  • «Путешествуй с нами» - видео о достопримечательностях России:

  • Рубрика «Вам слово» - жители Новосибирска отвечают на разные вопросы:

  • Канал «Галилео» - популярно о научных экспериментах и  научных фактах:

https://www.youtube.com/user/GalileoRU

  • Канал «Научпок» - разного рода интересные факты:

https://www.youtube.com/user/nowchpok

  • Программа Л. Парфёнова «Намедни» - история СССР, короткие видео:

  • This is Хорошо - канал, посвящённый разным темам повседневной жизни, разговорный русский:

https://www.youtube.com/user/ThisIsHorosho

  • 100500vorposov – разные вопросы и ответы на них, разговорный русский:

https://www.youtube.com/channel/UC7D_stF-9Dbyh6ppRHKfe3A

 

Автор: Юлия Амлинская, преподаватель русского языка как иностранного, администратор группы "Преподаватели РКИ".

 

Читайте также на нашем портале другие статьи автора.

Проверка слова Все сервисы
  • Фонд Русский мир
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Словари 21 века
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Институт Пушкина