«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Доукомплектование (доукомплектовывание) строительными материалами (строительных материалов)?

Склоняется ли фамилия Швец?

Подскажите, как правильно написать: (Г)год (С)собаки?

  1. Главная
  2. Новости

Род вразброд

Молодые преподаватели сетуют: при обучении студентов из стран ближнего зарубежья (Узбекистана, Таджикистана) возникают проблемы определения категории женского рода. Какие дополнительные упражнения помогут в изучении этой темы?

Трудности с определением категории рода возникают у тех студентов, в родных языках которых она отсутствует. Например, англоязычным студентам значительно труднее определить род существительного, нежели студентам, являющимся носителями романских языков. К счастью, многие англоязычные студенты владеют романскими языками и понимают, как “работает” категория рода.

Для некоторых начинающих педагогов категория рода является чем-то настолько очевидным, что они не уделяют ей должного внимания на занятиях. Однако следует понимать, что в некоторых случаях это не так, особенно если мы принимаем во внимание родные языки студентов. В узбекском и таджикском языках категория рода отсутствует, о чём преподаватель обязательно должен знать, начиная работать со студентами из этих стран, и уделить этой теме особое внимание.

 При объяснении категории рода можно разделить примеры существительных, принадлежащих к разным родам, и записать их в таблицу: в первом столбце будут существительные мужского рода, оканчивающиеся на согласную; во втором - существительные женского рода, которые оканчиваются на -а или -я, в третьем - существительные среднего рода, оканчивающиеся на -о или -е. Существительные мужского и женского рода, которые оканчиваются на мягкий знак, целесообразно предложить либо в отдельной таблице, либо в той же самой таблице, отделив их от остальных существительных. То же самое необходимо сделать с существительными мужского рода, которые оканчиваются на -а или -я (папа, дядя и пр.), которые будут склоняться по модели женского рода.

Преподаватель также может отмечать существительные разных родов разными цветами: например, красным - существительные мужского рода, зелёным - женского рода, синим - среднего рода и т.д. Важно, чтобы эти цветовые ассоциации навсегда закрепились у студентов за данными типами существительных. Впоследствии можно давать студентам дополнительные упражнения, связанные с “цветовым” анализом существительных - предлагать им списки существительных, которые они должны будут закрасить маркерами разных цветов в зависимости от рода существительного. Помимо этого, студентам можно предлагать облака слов со списками существительных разных родов, которые они должны распределить по категориям.

Ментальная карта также является прекрасным способом закрепления информации. Например, на одном уроке педагог объясняет студентам категорию рода, а второй урок он начинает с составления ментальной карты вместе со студентами, связанной с повторением пройденного материала.  В центре данной ментальной карты будет написано “Род существительного”, а в подкатегориях будет указано “Мужской род”, “Средний род” и “Женский род”, студенты должны будут привести свои примеры. Кстати, если студенты найдут примеры существительных мужского, женского и среднего рода дома самостоятельно, а затем предложат их в классе для составления ментальной карты, это упражнение будет, вероятно, более эффективным.

Отдельно хотелось бы обратить внимание преподавателей на существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак. В этом случае определение рода не поддаётся никакой логике, данные существительные необходимо учить наизусть. Правда, это не относится к абстрактным существительным, оканчивающимся на мягкий знак, - они принадлежат к женскому роду: например, "любовь", "новость", "радость", "ответственность" и пр.

Преподаватель может порекомендовать студентам с самых первых уроков составлять словарик таких существительных, отмечая существительные женского рода одним цветом (“кровать”), а существительные мужского рода (“портфель”) - другим. Лексические единицы могут быть сопровождены картинками, нарисованными студентами. Со временем словарик несомненно разрастётся, пополняясь всё новыми словами. На уровне B1 студентам уже вряд ли понадобится такой словарик, потому что у них будет достаточно языковой практики (аудирование, говорение, чтение, письмо), чтобы запомнить род данных существительных. Словарик для начинающих может быть заменён на интерактивные флеш-карты (или просто карточки). Преимущество флеш-карт заключается в том, что к ним может быть записано аудио, то есть студенты будут иметь не только картинку, саму лексическую единицу, но и звучащее слово. Такие флеш-карты можно просматривать и прослушивать где угодно и когда угодно. Флеш-карты могут быть составлены педагогом или студентами.

Картонные или бумажные карточки с существительными разных родов могут быть составлены преподавателем, который может предлагать с ними различные игры. Например, студент тянет карточку и определяет род существительного; если он отвечает правильно, он оставляет карточку себе. Тот, кто набрал больше карточек, побеждает, ему обязательно положен приз. Можно также предложить игру крестики-нолики в мини-группах, написав в каждом поле слово определённого рода, который студенты должны будут определить, прежде чем поставить крестик или нолик.

Наконец, если преподаватель видит, что определение рода существительных вызывает трудности у студентов, то, вероятно, ему нужно начинать каждый урок с небольшой “зарядки”, связанной с этой темой, а именно - предлагать небольшие занимательные упражнения (крестики-нолики, распределение слов по цветам и пр.) в начале каждого занятия.

 

Автор: Юлия Амлинская, руководитель международной онлайн-школы РКИ «Russificate» и международной онлайн-школы для детей-билингвов «Russificate Kids», преподаватель русского языка как иностранного, администратор крупнейшего в Facebook сообщества «Преподаватели РКИ».

 

Читайте другие статьи автора для начинающих преподавателей РКИ.

Проверка слова Все сервисы
  • День словаря
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Грамота ру
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • Фонд Русский мир