«Нескучный русский»
Язык и его функции. Выпуск 250
Вопрос-ответ

Как склоняется имя Любовь? Вот конкретный пример: брошь Любви или брошь Любови?

Здравствуйте! Что означает выражение "не в коня корм"?

Как правильно поставить ударение в фамилии турецкого художника Эксиоглу?

  1. Главная
  2. Новости

Учёба в онлайн-формате: слагаемые успеха

Изображение: freepik.com

Без сомнения, проблема мотивации студентов присутствует в рамках всех видов обучения - на занятиях в группе и на индивидуальных уроках, на дистанционных и очных занятиях, при обучении студентов любого уровня. Тем не менее, когда мы говорим об онлайн-обучении данный, вопрос стоит особенно остро по многим причинам. Во-первых, стоит отметить, что, в связи с резким вынужденным переходом на онлайн-формат обучения РКИ, многие студенты оказались не готовы к дистанционным занятиям. Они никогда раньше не обучались в режиме онлайн, не были подготовлены к нему ни технически, ни психологически. Преподавателям было непросто подготовить своих учеников, так как, к сожалению, многие из них сами были не готовы к данному виду занятий. Резкая смена формата не могла не сказаться на общей мотивации студентов и преподавателей к изучению русского языка как иностранного. Безусловно, если мы имеем в виду студентов, которые всегда занимались дистанционно или в рамках смешанного формата обучения, при котором часть уроков проходят дистанционно, а часть - очно, то критичной потери мотивации у них не происходит. Тем не менее, преподавателю, работающему в онлайн-формате, необходимо иметь в виду ряд важных вопросов, которые помогут ему поддержать и свою собственную мотивацию к проведению эффективных и интересных занятий, и мотивацию его учеников. Необходимо помнить, что мотивация преподавателя неразрывно связана с мотивацией учеников.

Проведение онлайн-занятий предполагает определенный уровень технической подготовленности преподавателя и студентов. Преподавателю необходимо освоить основные правила работы программ, связанных с проведением видеосвязи, - Zoom, Microsoft Teams, Skype и др. Наиболее эффективным способом подготовки представляется просмотр обучающих видеороликов, связанных с использованием данных программ, а также подробная инструкция, которую педагогу необходимо иметь под рукой. При этом мы значительно упростим себе задачу, если отправим вышеупомянутые инструкции в форме памятки нашим студентам, многие из которых не имеют опыта использования систем для проведения видеоконференций. Если памятка будет оформлена привлекательно и профессионально, это значительно облегчит задачу студентов по подготовке к прохождению онлайн-обучения. 

Важно, чтобы на уроке у всех студентов и у преподавателя были включены видеокамеры, чтобы звук и изображение были качественными, чтобы у преподавателя и у студентов была возможность поделиться экраном и писать на электронной доске. Помимо этого, при проведении уроков в группе необходима четкая организация совместной деятельности. Например, преподаватель должен точно знать, кто из учеников вступает в разговор сначала, кто потом, и почему это должно происходить именно так. Если группа большая, то упражнения и задания, связанные с практикой говорения, должны быть подготовлены преподавателем заранее, до урока, на стадии планирования. Личность и профессионализм преподавателя играют важнейшую роль и на онлайн-занятиях. Многие педагоги отмечают, что данный вид занятий более энергозатратен, чем офлайн-уроки, так как им необходимо больше использовать жестикуляцию, говорить более эмоционально, полностью задействовать артикуляционный аппарат. Многие важные задания - например, создание диалогов и полилогов, организация дискуссий и пр., не могут проводиться таким же образом и иметь тот же формат, что на очных уроках. Во многих программах видеоконференций стало возможно организовывать мини-группы в различных сессионных залах, в которых студенты занимаются устной практикой, а преподаватель имеет возможность посетить данные группы и проследить, чем занимаются ученики. Кроме того, повышение мотивации студентов возможно благодаря вовлечению студентов в обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий и организации проектной деятельности на уроках. В онлайн-формате также доступны игровые методы обучения, которые значительно отличаются от тех методов, к которым мы привыкли, проводя уроки в онлайн-формате. Мотивация в онлайн-обучении напрямую связана с его эффективностью, а чтобы эффективно организовать процесс проведения занятий, преподавателю нужен высокий уровень подготовки и мотивации не только к проведению занятий, но и к освоению новых технологий и методов обучения. Данный тезис применим и к студентам.

Уроки РКИ связаны с практикой всех четырех видов речевой деятельности - говорения, письма, чтения и аудирования. Онлайн-занятия не являются исключением, хотя способы организации некоторых заданий несколько отличается от традиционных методов, к которым мы привыкли, проводя очные уроки. Прежде чем начать анализ организации упражнений и заданий, связанных с говорением, необходимо отметить, что в онлайн-формате эффективность обучения значительно снижается, если в группе состоит более пятнадцати человек. Преподаватель теряет возможность контролировать происходящее на занятии, студенты имеют ограниченные возможности с точки зрения активного участия в разных видах деятельности, они также теряют нить урока, что приводит к удручающим последствиям с точки зрения эффективности обучения и, соответственно, мотивации. При количестве студентов, не превышающем семь человек в группе, обучение можно считать эффективным. Мы уже упоминали деление студентов на сессионные залы. В данный момент эта функция доступна в платной версии программы Zoom, но скоро станет доступна и в других сервисах - в частности, в программах Google Meet, WhatsApp и пр. Преподаватель имеет возможность разделить группу студентов на мини-группы в рамках дискуссии или проектной деятельности и, попеременно посещая сессионные залы, следить за тем, как студенты выполняют упражнения, давать им советы и рекомендации. Из сессионных залов студенты обычно приходят в общую группу, чтобы представить определенный проект, подготовленный в рамках мини-группы. 

Скажем несколько слов об организации диалогов и полилогов на онлайн-занятиях. Первое простое правило, на которое преподаватель обязательно должен обратить внимание, то, что в группе невозможно разговаривать всем студентам вместе: в этом случае ни у студентов, ни у преподавателя не будет возможности ни услышать, ни понять друг друга. Именно поэтому диалоги и полилоги проводятся в формате онлайн в парах или мини-группах, но только часть студентов говорит, а другая часть - молчит, а начинает говорить только потом. Преподавателю необходимо называть имена студентов, участвующих в задании. Чтобы достичь вовлечения всей группы, необходимо неожиданно прерывать диалог и называть имена следующих студентов, которые смогут его продолжить. Если они не слушали, что говорили товарищи, они не смогут этого сделать. То же самое касается любых других заданий, связанных с практикой говорения. Например, преподаватель предлагает посмотреть определенный видеоролик на уроке. Затем он делит группу на две части, и студенты готовят и задают друг другу вопросы по данному материалу. Цель преподавателя - достичь участия в уроке и внимания всех студентов. Именно поэтому часто говорят, что во время онлайн-уроков преподаватель выполняет две функции - собственно преподавателя и модератора, “дирижёра оркестра”, если говорить образно.

На онлайн-уроках студенты сидят перед компьютером или мобильным устройством, часто не могут передвигаться по помещению, сосредоточенно смотрят на экран, не отрывая взгляда. Многие ученики занимаются из дома, где им труднее сосредоточиться. Помимо этого, преподавателю необходимо понимать, что онлайн-обучение так энергозатратно с двух сторон, потому что в рамках таких уроков “отсекается всё лишнее”; онлайн-урок - это интенсивный “чистый” контакт личностей, характеров, умов, требующий огромного интеллектуального и эмоционального напряжения. Именно по этой причине на онлайн-занятиях чрезвычайно важна частая смена деятельности на уроках, а также короткие задания, которые позволяют студентам либо включиться в обучение, либо переключиться на другой род занятий.  Например, чтобы взбодрить студентов перед началом занятия, многие преподаватели используют онлайн-зарядку: пишут на виртуальной доске короткие предложения, в которых студенты должны найти ошибки; списки слов, в которых студенты должны найти лишний вариант; предлагают картинки для описания и сравнения. Активное использование визуальной информации во время организации деятельности на практику говорения также способствует повышению мотивации студентов. Особенно эффективно совмещать визуальную информацию с текстовой, предлагая студентам разнообразную инфографику и мемы. Мемы могут создаваться самим преподавателем или студентами в зависимости от целей конкретного занятия. Для этого могут быть использованы сервисы для создания мемов - в частности, Make a Meme, Meme Buddy и Meme Generator. Помимо этого, эффективно использование виммельбухов для описания ситуаций и предметов, практики глаголов движения, заданий, связанных с составлением историй. Можно “выводить” страницы виммельбухов на виртуальную доску. Многие педагоги составляют увлекательные задания по известному виммельбуху “Не может быть”. Помимо этого, могут быть использованы книги Р.С. Бернер, Т. Лаваля, А. Зюс и других авторов виммельбухов. Если мы говорим об инфографике, то она может быть предложена студентам любого уровня. Особенно интересно использование инфографики с точки зрения лингвострановедения, например, сравнительный анализ инфографики на русском языке и соответствующей инфографики на языке студента при работе с учениками продвинутого уровня. Инфографика содержит актуальную и интересную информацию, поэтому создание упражнений на ее основе всегда мотивирует студентов к рассказу о себе, о своей стране. Преподаватели РКИ могут использовать инфографику, предложенную на сайтах ВЦИОМа, агенства “РИА Новости”, газеты “АиФ”, портала “История России”.

Особенно трудно бывает проводить уроки с детьми. На онлайн-занятиях дети быстрее устают и теряют мотивацию. Более того, не все дети обладают достаточными знаниями в сфере компьютерной грамотности, и им требуется помощь родителей. Многие из них также неспособны поставить перед собой конкретные цели изучения русского языка, поэтому для них онлайн-уроки должны быть радостными, красочными, увлекательными. Безусловно, дети-билингвы более мотивированы, чем дети, изучающие русский язык как иностранный, не только в связи с тем, что у них значительно выше уровень владения русским языком, но и с тем, что они в какой-то степени чувствуют свою принадлежность к русской культуре. Подготовка занятий с детьми и подростками требует особой тщательности.

Важнейшую роль играет визуальный элемент (использования фотографий, иллюстраций, сюжетных картинок), элемент интерактивности (интерактивные упражнения и игры с возможностью перемещения элементов), элемент тактильности (использование предметов на уроках, рисование, вырезание, письмо от руки), элементы театра (игрушки, куклы, театральная игра). Безусловно, игровые задания, связанные с тактильностью, важные для поддержания мотивации, не могут проводиться онлайн в том же формате, что и онлайн. Если вы хотите использовать бумажное или картонное поле, кубики, фишки, карточки и пр., то это потребует и от студента, и от преподавателя дополнительной серьезной подготовки, связанной с печатью материалов и четкого распределения ролей во время игры, особенно если речь идет об обучении в группе. Некоторые преподаватели действительно продолжают пользоваться данным видом игр, особенно с детьми, для которых тактильность играет важнейшую роль в процессе освоения материала. Для этого можно приобрести видеокамеру с гибким шнуром, с помощью которой можно показывать все происходящее на поле или игры с карточками. Тем не менее, многие игры присутствуют в онлайн-формате, и преподаватели легко могут ими воспользоваться. Мы упомянем, в частности, игру “Поле чудес” (Wheeldecide), с помощью которого можно организовывать практику говорения для студентов разных уровней, нанося на сектора поля разнообразные элементы. В сети также присутствует эквивалент игры “Кубики историй”, с помощью которых можно составлять разнообразные истории. Также в онлайн-формате есть игры “Крокодил”, “Данетки”, “Диксит”, “Табу”, “Элиас”, “Воображариум”, “Эктивити”, “Мемо”, которые могут быть адаптированы для уроков РКИ. Все данные игры присутствуют и в формате мобильных приложений. Интересна и практика созданий веб-квестов, то есть серии упражнений для конкретных уроков. Квесты особенно эффективны для повторения материала в нескучном игровом формате. Преподаватель может воспользоваться сервисами ActionBound или Learnis.

Важно, чтобы онлайн-урок одновременно имел четкую и повторяющуюся структуру (с периодическим ее изменением) и чтобы в нем присутствовала частая смена видов деятельности. Для билингвов эффективно проведение курсов разных предметов на русском языке - например, истории России и мира, искусства, мифологии, словесных и развивающих игр по методике предметно-языкового интегрированного обучения. Комплексное обучение билингвов с обязательным элементом лингвострановедения является основой их мотивации.

Формат онлайн-обучения способствует организации языковых обменов. Преподаватель может помочь студентам найти партнеров по онлайн-тандемам, на которых в одинаковой степени тренируются навыки разговорной речи и изучаемом студентами языке (в данном случае - русском) и навыки разговорной речи языка, изучаемого партнером по обмену. Например, если студент-итальянец изучает русский язык, он может найти россиянина, изучающего итальянский. Такие обмены проводятся один или несколько раз в неделю и способствуют повышению общей мотивации студентов к изучению русского языка. Онлайн-тандемы, посвященные определенной теме и руководимые преподавателем, могут быть организованы и на самих онлайн-уроках.

 Огромным потенциалом для онлайн-уроков служит привлечение других преподавателей и носителей языка из России к их проведению. Преподаватели могут меняться ролями с другими педагогами из разных стран, проводить уроки разных типов. Данные занятия будут связаны с изменением видов деятельности и стиля преподавания, что обычно мотивирует студентов. Помимо этого, у нас есть возможность приглашать на уроки россиян разных возрастов и национальностей, из разных регионов России, разных профессий. У студентов будет возможность пообщаться с носителями языка, получить много новой интересной информации, обменяться мнениями, рассказать о своих странах. Здесь речь идет о формировании лингвострановедческой и межкультурной компетенций.

Мотивация студентов и преподавателя взаимосвязаны и зависят от эффективности обучения. Ключевыми факторами является вовлечение всех студентов в учебный процесс на уроках, а также создание “домашнего языкового пространства”, что осуществимо с помощью игровых методов в обучении, использования информационно-коммуникационных технологий, привлечения носителей языка на занятия, организации языковых обменов.

 

Автор: Юлия Амлинская, руководитель международной онлайн-школы РКИ «Russificate» и международной онлайн-школы для детей-билингвов «Russificate Kids», преподаватель русского языка как иностранного, администратор крупнейшего в Facebook сообщества «Преподаватели РКИ».

Читайте другие статьи автора для начинающих преподавателей РКИ

Проверка слова Все сервисы
  • Фонд Русский мир
  • ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА ИМЕНИ В.В. ВИНОГРАДОВА РАН
  • ЖУРНАЛ «РУССКИЙ МИР.RU»
  • Словари 21 века
  • Грамота ру